Урок для 5 класса по теме: «Можем ли мы услышать живопись?»
Можем ли мы услышать живопись?
Цель урока : дать возможность почувствовать учащимся, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, сопоставив разные по настроению картины
Музыкальный материал: С. Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор»; «Прелюдия соль мажор»
Дополнительный материал : репродукции картин «Февральская лазурь» Э. Грабаря, «Цугом» Степанова; А. С. Пушкин «Зимнее Утро» , «Зимняя дорога» ; муз. и сл. Т. А. Мухаметшиной «Возьмите в руки краски» .
Ход урока
Оргмомент.
I. Введение в тему урока.
Звучит песня Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина — «Песня о картинах».
Дети прослушивают куплеты и отвечают на вопросы
— О чем эта песня?
— К какому виду искусства относятся эти понятия? .
— Ребята, я предлагаю сегодня на уроке ответить на вопрос «Можем ли мы услышать живопись?».
Читая книги и слушая музыку, мы не раз убеждались в том, что литература и музыка помогают нам увидеть в мыслях, внутри себя то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами. Внимательно вчитываясь в строки Л. Н. Толстого из романа «Война и мир» и слушая
Например, «Баба-Яга», «Сиротка» М. Мусоргского. Мы обязательно представим себе образы богатырей, слушая Вторую симфонию А. П. Бородина. Нежно-взволнованные звуки «Вокализа» С. В. Рахманинова вызывают в нашем представлении образы Родины и материнской любви.
Но у человека есть не только внутреннее зрение, но и внутренний слух — возможность услышать в мыслях, внутри себя то, что на самом деле в этот момент не звучит.
Давайте сейчас проверим.
II. Работа по теме урока.
Беседа-сравнение картин и стихотворений.
Перед вами репродукции картин Э. Грабаря «Февральская лазурь» и Степанова «Цугом». Опишите настроение каждой картины.
.
.
Я прочитаю два отрывка из стихотворений А. С. Пушкина. Какое из них по настроении ю подходит к каждой из картин? Почему?
Чем отличаются зимние картины, нарисованные А. С. Пушкиным?
ЗИМНЕЕ УТРО
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А. С. Пушкин
ЗИМНЯЯ ДОРОГА
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
А. С. Пушкин
Если бы вы были композиторами, то какие музыкальные краски подобрали бы, чтобы передать настроение стихов ?
В музыке какого стихотворения вам хотелось бы применить изобразительные интонации? Какие? Каким словам А. С. Пушкина они бы соответствовали?
Слушание и анализ произведений С. Рахманинова.
Звучат «Прелюдия соль-диез минор» и «Прелюдия соль мажор» С. Рахманинова.
Какая прелюдия какой картине созвучна?
Какое настроение вызывает у вас Прелюдия соль-диез минор?
Какие ладовые, динамические, регистровые, темповые краски использовал композитор? Совпадают ли они с вашими представлениями?
Что могут передать интонации аккомпанемента?
Найдите в стихах А. С. Пушкина слова, которыми можно описать мелодию и аккомпанемент «Прелюдии соль-диез минор»
Отличаются ли «Прелюдия соль-диез минор» и «Прелюдия соль мажор» по настроению и музыкальным краскам?
Какие произведения С. В. Рахманинова вы знаете?
Что характерно для творчества этого композитора? .
III. Итог урока.
Оба художника, поэт, композитор, в разных произведениях искусства — картинах, стихах, музыке — воспели красоту русской природы. Мы, внимательно всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку. В нашем восприятии не одинаково звучали картины Грабаря «Февральская лазурь» и Степанова «Цугом».
Значит, мы можем услышать живопись.
Исполнение песни «Возьмите в руки краски».