«Поэзия-форма любви»
«Поэзия — форма любви»… Эти слова принадлежат русскому писателю 20 века Михаилу Пришвину. Он, всю жизнь писавший прозу, очень тонко чувствовал поэзию, потому что умел видеть и ценить прекрасное во всем: в русской природе, в русской жизни, в русском языке. Поэзия, по сути, есть признание в любви: любимому человеку, своей семье, родине, жизни.
Творчество русских поэтов 20 века — лишнее тому подтверждение. Вся лирика Сергея Есенина — это признание в любви, прежде всего, своей родине, «голубой» крестьянской Руси. Давно стали хрестоматийными
Читая лирику этого поэта, мы понимаем, за что русский крестьянин любит свою родину, какую красоту он в ней видит, что для него самое ценное в отчизне. Лирический герой Есенина находит прекрасное в самых простых вещах: в саже над заслонкой, в квохчущих курыхах, в кудлатых щенках . А неброский среднерусский пейзаж он не променяет ни на какие экзотические красоты: Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных, Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.
Два первых
Водою зыбкой стынет синь во взорах… Важно, что синий цвет и его оттенки связаны у поэта с молодостью, полнотой светлых чувств, нежностью. В своей ранней лирике Есенин идеализирует Русь. Для него это миф, сказочный град Китеж, рай на земле. Это не значит, что поэт не видел реальной убогости и серости жизни крестьянина: Сторона ль моя, сторонка, Горевая полоса…
Только лес, да посолонка, Да заречная коса… Но «эта реальность» только усиливала любовь поэта к родной стороне, которая нуждалась в помощи и, несмотря ни на что, не теряла своей неповторимой прелести: «Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стежку серую». После революции 1917 года стихотворения Есенина о Родине приобретают иную тональность. Конечно, поэт все так же любит свою отчизну, но теперь к этому чувству примешиваются сожалению об ушедшем, прощание со старым, печальные размышления о былом: Я последний поэт деревни, Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней Кадящих листвой берез. Эти строки — образ прощания с вымирающей деревянной деревней, и с ее последним поэтом — еще живым, но уже почувствовавшим, что время его миновало: «Скоро, скоро часы деревянные Прохрипят мой последний час!» Лирический герой мысленно заказывает панихиду по дорогому его сердцу обреченному миру и сам ее в одиночку «справляет». И делает это он в том Храме, который всегда помогал и спасал его, — в храме Природы.
Через традиционный для есенинской поэзии образ дерева поэт выражает свою самую глубокую боль. Это боль от погибели того быта, где все связано с «деревом», а главное — от вымирания рожденного там искусства. Начиная с 1920-го года, мотивы покинутого дома осложняются у Есенина конфликтом «Русь Советская» — «Русь уходящая». Сам герой ощущает себя в «узком промежутке» между ними: «Язык сограждан стал мне как чужой. В своей стране я словно иностранец».
Поэт пытается разобраться, что происходит с его родиной, в каком направлении движется его страна, что будет с его народом. Но, как мне кажется, окончательного ответа герой так и не получил, трагически уйдя из жизни в 1925 году. Безусловно, лирическое творчество С. А. Есенина не исчерпывается лишь патриотической лирикой. Есть у этого поэта и произведения, посвященные любви к женщине, любви к матери, любви к жизни.
Но, наверное, как ни у кого другого, все эти темы являются лишь составной частью любви поэта к родине. Без своей деревянной Руси Есенин не мыслил собственной жизни, а значит, неимоверно глубокое и теплое чувство к родине было основой его натуры, той силой, что поддерживала поэта, давала жизненные силы. Именно поэтому мы смело можем сказать, что любовь к родине — это главная тема С. А. Есенина.
И его поэзия стала формой выражения этого великого чувства поэта.