Образ Москвы в романе М. А. Булгакова «Собачье сердце»
К теме Москвы обращались многие писатели русской литературы в своих произведениях: А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов и другие. Для драматурга недоступно изображение внешнего облика города — все действие читатель вынужден провести в доме какого-либо героя . Читатель лишь в воображении может воссоздать внешний облик Москвы. Столица в изображении этих писателей предстает в двойном освещении.
Город исторической славы России и ностальгических воспоминаний о детстве одновременно оказывается скучным и утомительным для героев Пушкина и превращается
Основу произведения составляет рискованный эксперимент. Результаты сложнейшей операции, проведенной профессором Преображенским, послужили для Булгакова лишь опорой для раскрытия социальных проблем. Все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, воспринималось писателем именно как эксперимент — огромный по масштабам
Описание города мы видим уже в самом начале романа: в заснеженной подворотне плачет бесприютный, голодный пес, наблюдающий за тем, что творится в столовой: «Прибежит машинисточка… дрожит, морщится, а лопает. А разве ей такой стол нужен? Жаль мне ее, жаль!». Интересен прием, используемый Булгаковым при характеристике городских жителей и быта — все дается глазами собаки, через ее восприятие.
На другой стороне улицы хлопнула дверь ярко освещенного магазина, показался господин и пес, из последних сил подползший к нему, плачет: «Глянь на меня. Я умираю. Но на что вам все это? Вы сегодня завтракали…» Собака, живущая в Москве, если у нее «есть какие-то мозги в голове», так или иначе научится читать. Шарик, когда ему исполнилось 4 месяца, уже знал, что означают зелено-голубые вывески МСПО — мясная торговля: «К рыбному магазину удобнее было подбегать сзади, с буквы «А», потому что при начале слова стоял милиционер».
Люди превращены в серую, одноликую, безликую массу. Извращены понятия о вечных ценностях и истинных чувствах. Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность.
Такому обществу противостоят у Булгакова люди неординарные, яркие, мыслящие и чувствующие. К попыткам создания нового совершенного общества революционными путями, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека писатель относился крайне отрицательно. Полследствия этого вмешательства в естественный ход вещей могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих экспериментаторов. Профессор Преображенский в ходе своих научных опытов получил из собаки человека. От пьяницы и хулигана Клима Чугункина Шариков унаследовал и сознание своего «пролетарского происхождения» со всеми соответствующими социальными правами, и полную бездуховность.
С этими событиями жизнь в доме профессора Преображенского и в городе становится с ног на голову. По Москве ходят самые нелепые слухи о марсианах, якобы приземлившихся в Обуховском переулке, недалеко от дома профессора, о новорожденном ребенке, играющим на скрипке. Абсурдность убогих понятий прдеставителей новой власти особенно ярко сформулирована в монологе Преображенского, который подытоживает основные принципы социалистического образа жизни: «В спальне принимать пищу, в смотровой читать, в приемной одеваться. Оперировать в комнате прислуги, а в столовой осматривать…» Поведение и логика примитивных, задавленных советской системой людей также убоги. Настоящие, реальные чувства в жизни подменены жалкими и уродливыми.
Герои Булгакова потрясают не только своей тупостью, серостью, бездуховностью. Люди ограниченные очень часто имеют необоснованные амбиции. Это люди с большой претензией, масштаб их амбиций огромен. Шариков настоятельно требует для себя документов, жилой площади.
Он позволяет себе самые наглые выходки и при этом не испытывает стыда. Он делает заявление в отношении переписки Энгельса с Каутским, не поняв сути дела. Его наставник Швондер считает себя полноправным представителем революционных масс. Из мерзкого чувства зависти он пишет донос на Преображенского, называя таких, как он, «псевдоученой буржуазией».
Швондер — заносчивый председатель домоуправления, крайне самоуверенный. Принципы социализма настолько близки звериной сущности Шарикова и его качествам, унаследованным от донора, что он довольно быстро находит свое место в советской системе. Через образ Шарикова и Швондера Булагков показал типичные черты характера жителей Москвы. Народная мудрость гласит, что не место красит человека, а человек — место. Таким образом, Москва — это не видимая оболочка , а прежде всего люди, в ней живущие.
Также не стоит забывать о том, что этим романом Булгаков бросил вызов существующему строю, «осоциализировав» столицу.