Художественные особенности романа М. Шолохова «Поднятая целина»

В «Поднятой целине» сюжетную основу составляет событие, которое имело огромное историческое значение в жизни народа. Главная тема романа — это тема народа, сложно переживавшего этап коллективизации. Это эпопея преодоления крестьянством вековой психологии собственника, зарождения новых отношений в деревне. Автор переносит нас на Дон, в хутор Гремячий Лог, в котором происходит создание колхоза.

Произведение М. Шолохова проникнуто глубоким чувством историзма. Писатель запечатлел время в его незабываемых конкретных проявлениях

и показал его значение и место в цепи исторического развития. Еще помнят герои годы гражданской войны.

По-разному они вспоминают о ней. Давыдов, Нагульнов, Разметнов, Кондратько — с гордостью победителей. Половцев, Островнов — с незаживающей горечью страшного разгрома, со злобным желанием снова начать вооруженную борьбу, посчитаться за старые обиды. Изображая настоящее как следствие прошлого , писатель показывал ростки будущего.

Описание первой колхозной весны, соревнования на севе в бригаде Любишкина приобретали особое значение. Мы видим, что в завтрашнем дне будут жить такие люди, как Давыдов, Майданников,

Любишкин, Разметнов. Этот историзм повлиял на особенности сюжета и композиции произведения. Шолохов рисует интересные, разнообразные типы и характеры. Рабочий Семен Давыдов, Макар Нагульнв, Разметнов, Кондратько — люди, смысл жизни которых состоит в построении социализма.

Хуторские бедняки , которым колхоз открыл дорогу в новую жизнь, и такие, как веселый дед Щукарь, Демид Молчун, Хопров, нашедий силы выступить против Островнова и Лапшинова, Борщев, подкупленный кулаками. Кулаки — бывший красный партизан Тит Бородин и скупщик краденного — церковный староста Лапшинов, Фрол Рваный и Островнов. Белогвардейцы Половцев и Лятьевский… Все эти люди в ходе событий, описанных в «Поднятой Целине», разделяются на два лагеря.

Борьба между этими лагерями завершается разгромом и ликвидацией кулачества, установлением колхозного строя. Таким образом, в основу сюжета романа положен социально-исторический конфликт. События, разворачивающиеся в первой книге, развивались так же по всей России: собрание бедноты и актива, начало раскулачивания, общие собрания, обобществление крестьянского имущества и т. д. Воссоздавая обстоятельства, в которых действуют персонажи романа, Шолохов стремится быть достоверным и правдивым. Часто мы видим точную датировку событий: «Февраль…», «4 февраля общее собрание колхозников единогласно постановило…», «В Гремячем Логу к 15 марта был целиком собран семенной хлеб».

Такая историческая конкретность помогала художнику не только передать всю значимость, весь размах происходящих событий, но и их неповторимое своеобразие. Сюжет романа очень динамичен. Развитие действия определяется активным влиянием коммунистов на процессы общественной жизни, поэтому естественно, что Давыдов, Разметнов, Нагульнов выдвинуты на первый план в произведении.

Если в первой книге звучала поэзия социальных преобразований, крушения старых форм собственности, то во второй лирично звучит поэзия «воспитания чувств» человека, которому открывалось будущее. Автор замедляет действие, вставляет рассказы о героях , долгие беседы , вводит любовную тему . За всем этим стоят напряженные раздумья писателя о человечности, о гуманизме и исторической необходимости. Одним из художественных достоинств романа является юмор.

Шолохов обладает неистощимым даром юмора. Умение видеть в жизни и ярко воспроизводить в творчестве не только трагическое, но и смешное — одна из самых драгоценных черт таланта Шолохова. Дед Щукарь — герой комический. Смешное в образе деда Щукаря возникает из-за сильного несоответствия между тем, каков он на самом деле, и тем, каким он себя представляет. Именно с этим образом связано большинство комичных ситуаций в романе.

И большую роль в создании таких ситуаций играет речевая характеристика персонажа в прямом сопоставлении с его действительными поступками. Например, дед Щукарь, говоря о себе, часто употребляет слово «отчаянный»: «Удались, бабка! Сей момент удались отседова!.. удались, а то до смертоубийства могу дойтить! Я на эти шутки отчаянный!». Но слово «отчаянный» Щукарь говорит в самый неподходящий для этого момент.

Сердобольно освобожденный Нагульновым от ведерной махотки, которой пользовала его бабка от живота, он грозно изгоняет бабку, напоминая о своей отчаянности. Речь Щукаря ярка, самобытна. Здесь Шолохов проявляет себя как талантливый художник.

В речи Щукаря мы видим примеры народной этимологии слова, остроумной и точной: «при старом прижиме». Комизм его речи придает также употребление новых слов, имевших свой определенный политический смысл в неожиданно сниженном бытовом употреблении. Так, о Титковом козле Щукарь говорит: «Убил бы, вредителя, до смерти». Встречаем мы и неверное произнесение слов этим героем: «ливольверт», «планты».

Речь Щукаря пестрит пословицами и поговорками, яркими сравнениями: «Чего же ты стоишь молчком? Вот уродился человек от супругов — пеньки да колоды». Охочий до всяких баек, рассказов, Щукарь высоко ценит свое слово за мудрость, за полноту житейского опыта: «Уж я редко гутарю, да метко». «Мое слово небось не пройдет». «Хучь оно хорошее слово, как мое, и серебро…».

Таким образом, значение романа «Поднятая целина» бесспорно. Оно — и в правдивом изображении деревни 30-х гг., и в том, что Шолохов этим произведением открыл «деревенскую прозу» нового времени, и в решении художественных задач.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Художественные особенности романа М. Шолохова «Поднятая целина»