Идейно-художественные особенности рассказа А. П. Чехова «Учитель словесности»

А. П. Чехов — величайший мастер «малых форм» в прозе. Его рассказ «Учитель словесности» состоит из двух частей: первая часть представляет собой повествование автора о жизни Никитина, семьи Шелестовых и других героев. Вторая часть — дневниковые записи самого учителя словесности Никитина, прерываемые голосом автора. Эти части не равноценны по объему: первая часть больше второй практически на треть.

То есть автор нам больше показывает внешнюю жизнь, обстановку, в которой находятся герои. Внутренняя же сущность Никитина, раскрываемая

во второй части, дается более кратко, сжато, что больше привлекает к себе внимание, так как является главным. Но об этом еще будет идти речь.

Очень интересно само повествование. Здесь изображается уже не какой-то отдельный момент из жизни героя, а сама его жизнь, его биография в определенный промежуток времени. Таким образом, этот рассказ является по форме «маленьким романом». Автор рисует нам жизнь главного героя до свадьбы, его ухаживания за Манюшей, его переживания по поводу ее отношений к нему, предложение, свадьбу и семейную жизнь.

И все это на двух десятках страниц. Мало кто смог бы столь емко, просто,

подробно изобразить такую насыщенную событиями жизнь героя на нескольких страницах! Но Чехов сумел это сделать. И тут мы видим следующую особенность рассказа, впрочем, присущую и другим произведениям автора, — краткость, лаконичность повествования.

В рассказе нет лишних слов, все они конкретны и точны. Чехов описывает элементарные бытовые подробности: «от спанья в одежде было нехорошо в голове», «протанцевали сначала вальс, потом польку, потом кадриль, потом снова стали танцевать вальс» и др. Но, в то же время, повествование в рассказе очень лирично. В нем много описаний природы, и они даются так ярко, так живо, что, кажется, мы сами наблюдаем за природой. Кажется, будто сам читатель проезжает по этим местам: «А как тепло, как мягки на вид облака, разбросанные в беспорядке по небу, как кротки и уютны тени тополей и акаций», или «пахло полем, зеленели молодые рожь и пшеница, пищали суслики, каркали грачи».

Все это такое знакомое, такое родное и потому легко узнаваемое и легко рисующееся в нашем сознании. А с какой лиричностью описаны чувства Никитина: «был так счастлив, что земля, небо, городские огни, черный силуэт пивоваренного завода — все сливалось у него в глазах во что-то очень хорошее и ласковое». В этом отрывке мы видим еще одну особенность рассказа — иронию.

У Чехова никогда не бывает так, чтобы повествование было или только смешным, или только грустным. И в этом рассказе у него лиричность связана с иронией. Герой влюблен, он в эйфории, он счастлив и… рядом столь будничное, столь обыденное — «пивоваренный завод». Мы сразу чувствуем снижение чувства у Никитина, то есть автор дает понять, что чувство героя не столь возвышенно, как ему кажется.

Перейдем еще к одной особенности рассказа. Это наличие одной детали, которая постоянно повторяется в описании героев и является как бы скрытой характеристикой. Как примета героя она очень запоминается, так как повторяется вновь и вновь.

Например, при описании старика Шелестова постоянно повторяющейся деталью служат его слова: «Это хамство. Хамство и больше ничего. Да-с, хамство-с!» У Ипполит Ипполитыча — «говорил только о том, что все давно уже известно». У Вари — ее страсть к спорам: «Всякий разговор, даже о погоде, она непременно сводила на спор».

Теперь, я думаю, необходимо обратить внимание на главного героя в рассказе. Это неприметный человек, учитель, стоящий внизу социальной лестницы. Поэтому его удел — быть всегда в подчинении, в зависимости.

Если и не от какого-то конкретного человека, то от обстоятельств, от условий жизни. Никитин в рассказе счастлив, счастье у него может и настоящее, однако основа его ложная. Никитин зависит от жены, от условий семейной жизни, он уже не думает о себе, о своих мечтах. Все для него сосредоточено в «Манюсе». Надо сказать и о финале рассказа.

Он очень оригинален. К концу произведения у Никитина появляется недовольство собой, своим «семейным» счастьем, он теряет покой. В конце рассказа герой записывает в дневнике: «Бежать отсюда, бежать сегодня же, иначе я сойду с ума!».

И все, автор ставит на этом точку. Рассказ окончен. Тем самым Чехов дает возможность читателю самому решить, насколько серьезно и в какой мере осуществимо желание Никитина. Такой финал повествования заставляет задуматься не только по поводу того, что было сказано автором, но и о том, что автор не досказал.

В своем рассказе «Учитель словесности» Чехов показал мастерство психологической прозы, раскрывая тонкие душевные процессы человека через неприметные обычному взгляду детали.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Идейно-художественные особенности рассказа А. П. Чехова «Учитель словесности»