Россия и русский человек в произведениях И. С. Тургенева
Иван Сергеевич Тургенев жил в эпоху, когда в России крепостничество достигло критической черты, а в обществе начали образовываться новые классы и социальные слои. Все происходящие в то время изменения нашли отражение в произведениях писателя. Наиболее ярко картина русской жизни и портрет типичного русского человека переданы в сборнике рассказов «Записки охотника».
Как точно заметил Л. Н. Толстой, существенное значение и достоинство «Записок…» прежде всего в том, что Тургенев «сумел в эпоху крепостничества осветить крестьянскую
В рассказе «Певцы» Тургенев показывает душу русского крестьянина. Какой же силы и мощи должен быть талант, чтобы его не убило крепостное право! В голосе Яшки Турка слышалась «и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно беспечная, грустная скорбь. Русская правдивая,
Уже в первом же рассказе «Хорь и Калиныч» писатель опровергает сложившееся мнение о крестьянах, будто бы они не способны к дружбе, не могут рационально вести хозяйство, не видят красоты окружающего мира. Нежная дружба связывает двух совершенно разных людей: Хоря и Калиныча. Первый — крепкий хозяин, умеющий поставить дело так, чтобы оно приносило радость и прибыль. У Хоря большая семья, в которой лад и достаток, большая заслуга в этом главы семьи. Автор сравнивает его с Сократом, с Петром Первым, подчеркивая ум и смекалку крестьянина.
Калиныч — мечтатель, поэтическая натура. Приятели гармонично дополняют друг друга. Между ними не бывает конфликтов, они уважают взгляды и принципы друг друга. С удивлением автор наблюдает их встречу: «Калиныч вошел в избу с пучком земляники в руках, которую нарвал он для своего друга, Хоря. Старик радушно его приветствовал».
Своими произведениями из сборника «Записки охотника» Иван Сергеевич Тургенев протестует против крепостного права, низведшего человека на уровень рабочего скота, сделавшего из умного, сметливого и трудолюбивого народа пассивное, бездеятельное большинство, тупо и покорно выполняющее свои обязанности. И вместе с писателем мы удивляемся и радуемся тем личностям, которые в этих условиях сохранили в себе человечность, доброту души, искренность. На этих людях держится дух нации. Ими, а не крепостниками и помещиками, гордится писатель, надеясь, что в будущем они станут свободными. По определению Герцена, «Записки охотника» явились «поэтическим обвинительным актом крепостничества».
Но главная сила удара по крепостному строю сосредоточена Тургеневым в изображении хозяев усадьбы и деревни — помещиков-крепостников. Выразителен образ мелкого помещика Полутыкина, сватающегося за всех богатых невест в губернии и неизменно получающего отказ. Это страстный охотник, поклонник «французской кухни», «тайна которой, по понятиям его повара, состояла в полном изменении естественного вкуса каждого кушанья: мясо у этого искусника отзывалось рыбой.
Рыба — грибами, макароны — порохом…». Каждый день Полутыкин «оттягивает» своего «доброго мужика» Калиныча на охоту, не давая ему возможности вести хозяйство и оплачивая его подневольное сотрудничество гривенником на лапти. Также яркий образ помещика являет собой Зверков, занимавший важное место в Петербурге. Это человек «дельный», горделиво убежденный, что он «знает свое собственное отечество» и народ, и с таким тупым и слепым лицемерием загубивший жизнь несчастной Арины в угоду дикой прихоти своего «ангела» — жены.
Под стать им молодой помещик Аркадий Павлович Пеночкин — «мерзавец с тонкими манерами», по характеристике Белинского, едва ли не самый отвратительный из всех «благородных господ» в «Записках охотника». Тургенев дает ему подробную характеристику. Он, гвардейский офицер в отставке, получил «отличное » воспитание, «отлично и со вкусом» одевается. «удивительно хорошо себя держит», играет в карты, любит музыку, выписывает французские книги и газеты. Пеночкин «потерся в высшем обществе» и «дурным обществом решительно брезгует». Между тем, за напыщенной внешностью и натянутой улыбкой скрывается жестокая и эгоистичная натура.
За малейшую провинность слуг ожидала порка или другие наказания, и приказ об этом отдавался со спокойной лицемерной улыбкой. Таким образом, хозяйство помещика было в «отличном порядке» и только «унылы» были лица мужиков. Наряду с образами крепостников-самодуров, у которых стонут забитые и обнищавшие крестьяне, Тургенев уделяет внимание и помещикам иного типа. Тема помещичьего разорения вообще проходит через большинство рассказов «Записок охотника». Автор рисует образы оскудевших, «бывших» помещиков, обращавшихся иногда в приживалов при тех, кто еще не разорился и имеет доход.
Например, неудачно сложилась судьба человека «доброй и теплой души» — помещика Радилова, бросившего свой дом и уехавшего куда-то со своей золовкой. Бестолковой станет вся жизнь племянника Татьяны Борисовны «художника» Андрея Ивановича Беловзорова, попавшего не на свою дорогу и жиреющего на даровых хлебах у своей тетушки. Таким образом, два мира — крестьянский и помещичий — противостоят друг другу во многих произведениях Тургенева, и сочувствие автора отдано первому из них. Но не только крестьяне и помещики находятся в центре внимания Тургенева.
В романе «Отцы и дети» через образ разночинца Базарова передан облик одного из «новых людей». «Демократ до конца ногтей», бунтарь и «нигилист», ставивший своей задачей «сперва…место расчистить», а «строить» потом, Базаров ненавидит барство. И, в свою очередь, со стороны помещиков вызывает чувство ответной ненависти. Его «схватки» с Павлом Петровичем — отражение взаимной классовой ненависти. Базарову чужды и враждебны аристократизм Павла Петровича, его привычки, манеры, барское безделье. Важными чертами мировоззрения Базарова являются атеизм и материализм.
Он не верит в бога, отрицает религию и этому отрицанию остается верен до конца: перед смертью он отказывается причаститься, и религиозные обряды над ним совершили тогда, когда «он впал в совершенное беспамятство». Базаров — человек острого и сильного ума, незаурядная, крепкая, волевая, честная натура. Его ненависть и его любовь искренни и глубоки.
В образе Базарова Тургенев исторически правдиво передал типичные черты революционеров-демократов своего времени. Представители иного социального слоя — русской дворянской интеллигенции 30-40 годов — показаны Тургеневым в произведении «Рудин», первом романе писателя. Главный герой Рудин — деятельный и влиятельный участник литературно-философских московских кружков этой поры, идеалист, увлекательный и вдохновляющий оратор, с мыслями, «обращенными в будущее». Но все, за что бы он ни брался, заканчивается неудачей.
Ничего не вышло, например, из агрономической затеи в имении богатого барина, с которым случайно столкнула его судьба. Не получилось задуманное им «общеполезное дело» — превратить во одной из губерний несудоходную реку в судоходную. Жестокое крушение терпит герой и в любви. «Да, природа мне много дала, но я умру, не сделав ничего достойного сил моих… Все мое богатство пропадет даром… Первое препятствие — и я весь рассыпался…» — так о себе говорит сам Рудин.
Он признается, что родился перекати-полем», что «кончит скверно». Так и случилось — он был убит на парижских баррикадах в 1848 году с красным знаменем в руке. Рудин, по замыслу Тургенева, — одна из разновидностей «лишних людей», созданных русской жизнью. Важное место в произведениях писателя занимают образы русских женщин, полных жажды деятельности, самоотверженности и готовности к подвигу. Такие тургеневские героини, как Елена из романа «Накануне», вдохновляли на борьбу.
Звали на путь служения народу, были примером для многих современников писателя. Л. Н. Толстой отмечал: «Тургенев сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин. Может быть, таковых, как он писал, и не было. Но когда он написал их, они появились. Это верно; я сам наблюдал потом тургеневских женщин в жизни».
Произведения Тургенева явились для общества того времени подлинным откровением о России, так как давали превосходный художественный комментарий к событиям русской жизни и истории. Тургенев одним из первых так ярко и реалистично описал русского крестьянина , русского разночинца и революционера , русскую интеллигенцию , русскую женщину. Великая правда о бедственном положении русского народа, прославление его жизнелюбия и талантливости, всего того, что составляло, по мнению Тургенева, русский народный характер, нашли свое отражение в его произведениях.