Проблематика романа М. Шолохова «Поднятая целина»
Творчество М. А. Шолохова приходится на очень сложное время в истории России. Впервые писатель весьма широко открывает миру жизнь народа в эпоху революционных перемен. Важно заметить, что Шолохов не ограничивается только социальными проблемами, круг поднимаемых им вопросов намного шире. Так, в романе «Поднятая целина» писатель показывает, как общественные перемены изменили судьбы людей на многих уровнях.
В своем произведении Шолохов изображает коллективизацию как великий поворот в жизни крестьянства, который сопровождался жестокой
Домасков не может понять, за что описывают его имущество.
На мой взгляд, именно подобное отношение к зажиточным крестьянам стало главным отрицательным явлением коллективизации. Важно заметить, что в русской деревне рушились вековые устои и во многом коренным образом менялось отношение крестьян к действительности: «Жизнь в Гремячем Логу стала на дыбы, как норовистый конь перед трудным препятствием». Отношение людей к колхозам также было неоднозначным: кто-то стремился к новой форме жизни, а кто-то видел в этом окончательное крушение всяких надежд. Так, зажиточный крестьянин Яков говорит белому офицеру: «Конец приходит нашей жизни. Наживая, пригоршни мозолей да горб нажил, а теперь добро отдают все в общий котел, и скотину, и птицу, и дом, стало быть?» Совсем иное отношение к колхозам у крестьянина-середняка Кондрата Майданникова.
Хотя, по моему мнению, его стремление в колхоз, в первую очередь, связано с нищетой и незнанием, что делать дальше, чем жить: «Можно мне так дальше жить? Да ить это хорошо, бедный ли, богатый урожай. А ну, хлоп, неурожай? Кто я тогда? Старец!
Какое же вы, вашу матушку, имеете право меня от колхоза отговаривать, отпихивать?!» Но ключевой фразой в обращении Кондрата к собранию, по моему мнению, является: «Неужели мне там хуже этого будет?..» Таким образом, можно сказать, что простой народ «из двух зол выбирает меньшее». Крестьяне не видят положительных сторон колхоза, и в другой ситуации, скорее всего, не захотели бы быть частью подобного коллектива. Так, много времени думает Кондрат о своем, отданном в колхоз, добре: «Осталась в нем жалость-гадюка к своему добру, к собственной худобе, которой он сам добровольно лишился… Свернулась на сердце жалость, холодит тоской и скукой…».
Но подобные настроения были временным явлением. Все больше и больше людей вступали в колхозы, несмотря на все сложности, возникающие в этом непростом деле. Важно отметить тот факт, что активисты прекрасно понимают неготовность народа к таким сильным потрясениям. Они осознают, что потребуется много времени для того, чтобы направить жить по новому руслу: «Это — дюже верная мысля: всех собрать в колхоз.
Это будет прелесть, а не жизня! Но казаки — народ закоснелый, я вам скажу, и его придется ломать…». Особое место в романе занимает эпизод, когда Давыдов показывает, как следует пахать по-настоящему. Он вводит элемент соревнования в обыденную жизнь казаков, показывает «прелесть жизни» в социалистическом обществе.
Таким образом, среди крестьян возникает социалистическое соревнование: каждый стремится сделать больше и как можно лучше. На мой взгляд, постепенно активисты «заражают» крестьян своим патриотизмом и стремлением к прекрасному будущему. Люди чувствуют важность общего дела и вкладывают свои силы в создание лучшей жизни.
Таким образом, Шолохов создает в романе действительность эпохи коллективизации. Писатель весьма объективен в оценке тех событий и видит как положительные, так и отрицательные стороны изменений в обществе. Шолохов показывает всю противоречивость, болезненность и во многом чрезмерную жестокость раскулачивания крестьян. Но такова была эпоха, и автор понимает, что иного выхода не было.
Стране требовались реформы, изменение вековых устоев. Стране требовалась революция, и этот переворот произошел. События той эпохи, на мой взгляд, были естественными и во многом неизбежными.