Почему Н. В. Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» немой сценой?

План

1. Новаторские приемы Н. В. Гоголя.

2. «Немая сцена» — выразительный художественный прием.

3. Прием паузы.

Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» в свое время стала одним из наиболее новаторских произведений драматургического искусства. Множество приемов, использованных автором, ранее никогда не применялись драматургами и не были воплощены на театральной сцене. К таким новаторским приемам относится и вышеупомянутая «немая сцена», которой заканчивается финальная часть комедии «Ревизор». Чего же хотел добиться

автор, завершая произведение немой сценой?

Какого эффекта ожидал?

Считается, что немая сцена, завершающая комедию «Ревизор», была введена в произведение писателем под впечатлением от известной картины русского художника Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Именно эта картина поражает человека, рассматривающего ее, силой и выразительностью застывшей эмоции. Изображение неподвижно, статично, но в то же время лица людей, изображенных на картине, их фигуры, позы, которые они принимают, свидетельствуют об их внутреннем состоянии лучше всяких слов. Красноречивость статичных сцен, их выразительность —

именно эти свойства были тонко подмечены Н. В. Гоголем и позже с успехом использовались писателем.

Ведь «Ревизор» — далеко не единственное произведение писателя, в котором есть «немая сцена» . Если рассмотреть художественные приемы, используемые Н. В. Гоголем, более подробно, можно заметить определенную закономерность: прием «омертвения», своеобразного «окаменения» закладывается в основу изображения многих характерных гоголевских персонажей . В «Ревизоре» же немая сцена — это кульминационный момент, и он должен быть наиболее красноречивым. Замирание в выразительной позе — это настоящая пантомима. Городничий, члены его семьи, почтмейстер, Земляника, Лука Лукич — все они становятся на какое-то время мимами, актерами в «театре мимики и жеста».

И слова здесь не нужны, может быть даже излишни. Поза, выражение лица могут выразить несравнимо больший всплеск эмоций, чем слова.

Тем более что немая сцена в «Ревизоре» является еще и массовой — все стоят, как громом пораженные, а это обстоятельство лишний раз подчеркивает, насколько шокирующим и ошеломляющим стало для всех персонажей известие о том, что «…приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе».

Гоголь стал первым русским драматургом, использовавшим прием паузы, который после него успешно применяли многие режиссеры, сценаристы и писатели. Сегодня прием паузы — это один из наиболее часто используемых драматических приемов.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Почему Н. В. Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» немой сценой?