Проблематика произведений Солженицина
В своем творчестве, а в частности в произведениях «Один день Ивана Денисовича», Солженицын затрагивает различные проблемы: проблема уважения, проблема сострадания, проблема отношений между человеком и государством, а точнее между личностью и обществом, проблема отношения к труду, проблема справедливости и несправедливости. В произведении «Один день Ивана Денисовича» зека называют по имени и отчеству, хотя у каждого были номера. Почему так было? Потому что люди уважали Ивана Денисовича. Уважали за то, что в трудной ситуации смог остаться
В лагере говорили: «…тот подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать. » Иван Денисович никогда не делал ничего из этого. А Матрену, наоборот, в деревне не уважали. Соседи и родственники принимали ее помощь как должное, не понимали всей ее душевной глубины.
В словаре Ушакова написано: «Сострадание — сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека».
Но для Матрены не было чужих, все были «свои», она и к незнакомому человеку, к Игнатьичу, относилась как к родному. Он после ее смерти был единственным человеком, кто, по-настоящему, горевал. Иван Денисович тоже не потерял чувства сострадания, он сочувствует Алешке-баптисту, «придурку» Цезарю, эстонцам, лишенным своей родины. Другие герои рассказа «Один день Ивана Денисовича» тоже не лишены этого чувства, например, бригадир пытается освободить свою бригаду от сложной работы на неосвоенной местности, за что ему очень благодарны его подопечные.
Между личностью и обществом всегда был конфликт. Матрена, никем не понятая, оказалась в наихудшем положении. Первоначальное название рассказа было — «Не стоит село без праведника», но в последствии его переименовали, так как оно имело ярко выраженную «религиозность». Матрена и была тем самым праведником, на которых держится весь мир. Ужасной была сцена, когда Матрена хотела оформить пенсию, а ее гоняли из одного учреждения в другое, и ей приходилось проходить за день десятки километров.
Все были совершенно равнодушны к ее проблеме. Иван Денисович относился к труду серьезно, он никогда ничего не делал «для галочки», в общем как и Матрена. В лагере говорили, что когда для себя делаешь — работай, а когда для начальства — показывай, что работаешь. Для себя Иван Денисович не успел поработать, но в лагере он на работе выкладывался до конца и работал не думая, для себя ли он этого делает «…всякую вещь и труд всякий жалеет он, чтоб зря не гинули». Матрена никогда не сидит без дела, она постоянно чем-то занята.
Ей нравится заниматься делами, даже чужими. В труде она видит единственную отдушину. Матрена и умерла из-за того, что пыталась помочь вытащить сани с рельс. Она помогала перевозить свой дом, хотя другие люди воспротивились бы этому. Наша жизнь несправедлива и Солженицын показал это в своих произведениях.
Людей, которые жили по совести и старались делать все правильно, не поняли. Матрена — праведница, но этого никто не замечает. Соседи и родственники Матрены только используют ее, не давая ничего взамен. Я считаю, она заслуживает большего, хотя бы благодарности.
Единственный человек, который понял, какое место занимает Матрена в жизни окружающих, это Игнатьич, посторонний человек, который знал ее очень недолгое время, и, увы, он понял это только после ее смерти. Солженицын в своем творчестве поднимает различные проблемы, ему интересны все стороны жизни. Многие произведения автобиографичны. В произведении «Матренин двор» Игнатьич списан с автора, а «Один день Ивана Денисовича» Александр Исаевич задумал, когда находился на общих работах в Экибастузском особом лагере.
Так что Александр Исаевич описывает проблемы, которые он сам пережил, то и заставляет читателей проникнуться таким чувством к его произведениям. Читая его рассказы и повести мы представляем себя на месте главных героев, вникаем в их проблемы, ищем решения, которые изменят нашу жизнь, знакомимся с новыми людьми. Я, лично, навсегда запомню прочитанные мной, произведения Александра Исаевича Солженицына.