Поэзия И. Северянина
Время требует мифов, и время творит их. Среди множества мифов 20 века живет миф о поэте Игоре Северянине. Он вошел в историю русского стиха как основатель эгофутуризма, как «король поэтов», автор «изысканных» стихов, один из родоначальников массовой культуры 20 века. О Северянине можно сказать, что он изготавливал товар по душе, но всегда оставался подлинным поэтом.
Игорь Северянин начал писать стихи уже с восьми лет. Тогда же он решил непременно прославиться как поэт. Первое стихотворение Северянина было опубликовано в 1905 году. Затем,
Обратил внимание на молодое дарование Л. Н. Толстой. Великий писатель пришел в негодование от стихов безвестного поэта и тем прославил его имя. Северянина стали приглашать на поэтические вечера в самые престижные залы Петербурга. Несмотря на то, что Северянин был футуристом, его поэтическая позиция была прямо противоположна позиции Маяковского.
Оба этих поэта шли на площадь, к «униженной и оскорбленной толпе». Но Маяковский нес грубое, резкое, «весомое» слово. Северянин же предлагал «утончиться вкусом народа».
Позиция
Их эстетика казалась Северянину социально опасной, агрессивной и антипоэтической. Принцип эгофутуризма — «что ни слово, то сюрприз» — сочетался у Северянина с позицией лирического героя, любующегося собственными поэтическими изысками. Словарь Северянина производил впечатление далекой, изящной страны, где нет повседневных забот. В этой стране прекрасные дамы скучающе поджидают своих обожателей под сенью экзотических деревьев. В 1913 году вышла лучшая книга И. Северянина — «Громокипящий кубок».
За два года она переиздавалась семь раз. А. Блок, первоначально резко отозвавшийся о поэзии «златолирного певца», отметил в своем дневнике: «Это настоящий, свежий, детский талант». Слава Северянина достигла пика в 1914 году. Он выступал на поэтических вечерах, собиравшие полные залы.
Манера декламации этого поэта завораживала и восхищала слушателей. Музыкальность названий стихов Северянина подчеркивала важность именно звучаний его стихотворений. Звуки сплетались в неожиданные ассонансы: Вдруг золотеет паутина, как символ ленных пленов солнца, И я, сравнив себя со всеми, клуб дам не потому ль? Вслед за «Горомокипящим кубком» вышли такие сборники Северянина, как «Златолира» , «Ананасы в шампанском» , «Тост безответный» . Все они варьировали мотивы главной книги стихов поэта.
В стихах Северянина открывался особый мир грез — страна «Миррелия». Она была названа в честь «певицы страсти» Мирры Лохвицкой, поэзию которой Северянин считал главным своим источником. В Миррелии царствовали любовь и красота, а предметом поклонения там всегда была женщина. И неважно, являлась ли она деревенской простушкой или прекрасной принцессой.
Читатель с удовольствием шел в этот волшебный мир Северянина, далекий от грохота реальных катастроф: Быть может и любит, да только не скажет… Да только не скажет и чувств не покажет. А раз не покажет — так что в этом толку. Надеждой терзает, надеждой тревожит…
А может быть вовсе не любит? Быть может! С 1919 года Северянин постоянно живет в Эстонии.
Главные темы его поэзии — чувственная любовь и слава — отступают перед ностальгическими воспоминаниями и острым чувством покинутой, но не утраченной родины: Моя безбожная Россия, Священная моя страна! Ее лавины снеговые, Ее цыгане кочевые, — Ах, им ли радость не дана? Лучшая книга позднего Северянина, по моему мнению, — это «Классические розы».
В ней поэт переходит на иной язык: классически ясный, подчеркнуто простой и естественный. В это время Северянин много выступает в концертных залах Литвы, Латвии, Финляндии, Польши, Германии, Болгарии, Франции. Теперь его задача — вспомнить мельчайшие подробности прошлой жизни, эпохи своей молодости, которая осталась позади: Много видел я стран и не хуже ее — Вся земля мною нежно любима. Но с Россией сравнить?..
С нею — сердце мое, И она для меня несравнима! «Слава солнца», 1925. В 1925 году Северянин создает «роман в строфах», ориентируясь на «Евгения Онегина» Пушкина. Это произведение, по замыслу поэта, должно было стать «энциклопедией» предвоенной поры. Но замыслу мешал «лиризм» Северянина. Этот поэт всегда был лириком, тонко чувствующим «нюансы жизни»: Но дни идут — уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп… Как хороши, как свежи будут розы, Моей страною брошенные в гроб!