Поэзия И. А. Бунина. Основные темы и образы
Бунин вступил в литературу стихами. Он говорил: «Я поэт больше, чем писатель». Однако у Бунина поэт — это человек особого взгляда на мир. Говоря о его лирике, мы не можем четко различить темы его поэзии, потому что поэзия и проза у Бунина как бы идут рядом. Его лирика — это совокупность тонких тематических граней.
В поэзии Бунина можно различить такие тематические грани, как стихотворения о жизни, о радости земного бытия, стихотворения о детстве и юности, об одиночестве, о тоске. То есть Бунин писал о жизни, о человеке, о том, что трогает
Стихотворение «Вечер» написано в жанре классического сонета. У Шекспира и у Пушкина сонеты о любви, философские сонеты. У Бунина же в сонете воспеты мир человека и мир природы.
О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно. В бездонном небе легким, чистым кроем Встает, сияет облако.
Давно Слежу за ним… Мы мало видим, знаем. А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я
Все во мне. Это стихотворение говорит о том, что мы гонимся за счастьем, ищем его, но не осознаем, что оно вокруг нас . Люди не всегда могут посмотреть на обычные вещи необычным взглядом; они не замечают их, не замечают счастья. . Но от зоркого взгляда поэта не ускользнет ни облако, ни птичка, эти каждодневные вещи, которые приносят счастье. Формула счастья по Бунину выражена в последней строке стихотворения: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне». В стихотворении доминирует образ неба.
В лирике Бунина небо — лейтмотив, оно олицетворяет жизнь, оно необыкновенно и вечно. Образ неба обрисован в стихотворении «Раскрылось небо». В этом стихотворении небо — центр размышлений о жизни, но его образ взаимосвязан с другими образами — дня, света, березы. Они словно освещают все стихотворение, береза придает ему белый атласный свет.
Сухие листья, запах пряный, Атласный блеск березняка… О, миг счастливый, миг обманный, Стократ блаженная тоска. В этих стихотворениях Бунин словно говорит нам, что мир вокруг нас и дает нам счастливые мгновения. Бунин классичен. Он вобрал в свое тв-во все богатство русской поэзии ХIХ в. и нередко подчеркивает эту преемственность в содержании и форме.
В стих-ии «Призраки» он демонстративно заявляет: «Нет, мертвые не умерли для нас!». Зоркость к призракам для поэта равнозначна преданности ушедшим. Но это же стих-е свидетельствует о чуткости Бунина к новейшим явлениям русской поэзии, об интересе его к поэтич. интерпретации мифа, к передаче иррационального, подсознательного, грустно-музыкального. Отсюда — образы призраков, арф, дремлющих звуков, родственная Бальмонту напевность.
Пленительная красота поэмы «Листопад» осознается читателем сразу же: он не может остаться безучастным к этой поэтич. панораме леса в пору его увядания, когда краски меняются на глазах, и природа претерпевает свое скорбно-неизбежное обновление. Подкупает и тесная сращенность нарисованных картин с фольклорными образами русских сказок и поверий. Отсюда — развернутое уподобление леса огромному расписному терему со своими стенами, оконцами и чудесной народной резьбой.
Лес прекрасен, но с грустной очевидностью меняется, пустеет как родной дом, гибнет, как весь сложившийся годами уклад жизни. Как человек все более отчуждается от природы, так и лир. герой вынужден рвать нити, связывающие его с родными пенатами, отчим краем, прошлым. Такой подтекст лежит в основе поэмы и формирует символический образ Осени, чье имя пишется с большой буквы.
Она же называется «угасающей вдовой» чье счастье, как и у лир. героя, оказ-ся недолговечным. Это определяет символико-философский хар-р поэмы. Поэзия любви Бунина предвосхищает цикл рассказов «Темные аллеи». Стихотворения отражают разные оттенки чувств.
Стихотворение «Печаль ресниц сияющих и черных…» проникнуто печалью любви, печалью прощания с любимой. Печаль ресниц сияющих и черных Алмазы слез, обильных, непокорных, И вновь огонь небесных глаз, — Счастливых, радостных, смиренных Все помню я… Но нет уж в мире нас, Когда-то юных и блаженных! Откуда же являешься ты мне? Зачем же воскресаешь ты во сне, Несрочной прелестью сияя, И дивно повторяется восторг, Та встреча, краткая земная, Что бог нам дал и тотчас вновь расторг?
Стихотворение поделено на 2 строфы. В первой поэт вспоминает свою любимую, ее образ до сих пор живет в его глазах, сердце и душе. Однако он с горечью понимает, что они изменились, и ее, прежнюю, уже не вернуть . Его нежность в описании возлюбленной подчеркивают художественные средства, такие как метафора и эпитеты . Во второй строфе лирический герой терзается вопросами о том, почему она все же приходит к нему во сне, вспоминает восторг встречи с ней. Его раздумья выражаются в стихотворении риторическими вопросами, и ответа на них не следует.
Стихотворение «Что впереди?» насыщено атмосферой счастья и спокойствия, что доказывают строки Что впереди? Счастливый долгий путь. Куда-то вдаль спокойно устремляет Она глаза, а молодая грудь Легко и мерно дышит и чуть-чуть Воротничок от шеи отделяет — И чувствую я слабый аромат Ее волос, дыхания — и чую Былых восторгов сладостный возврат… Что там, вдали? Но я гляжу, тоскуя, Уж не вперед, нет, я гляжу назад.
Лирический герой понимает, что впереди его ожидает счастье с любимой, но о прошлом он думает с грустью, не хочет его отпускать. Стихотворения о любви раскрывают разные грани чувства. В поэзии Бунина особо выделяют «звездную лирику», это средоточие тем неба, звезд, вечности и красоты. Он писал великолепные ночные, сумеречные стихи, словно наполненные мерцанием.
Это можно объяснить его особенным восприятием мира. Бунин говорил: «Не устану воспевать вас, звезды». Одной из таких песен звездам стало стихотворение «Сириус». Где ты, звезда моя заветная, Венец небесной красоты?
Очарование безответное Снегов и лунной высоты? Где молодость простая, чистая, В кругу любимом и родном, И старый дом, и ель смолистая В сугробах белых за окном? Пылай, играй стоцветной силою, Неугасимая звезда, Над дальней моей могилою, Забытой богом навсегда! Звезда Сириус — белая, стоцветная, самая яркая звезда на ночном небосклоне.
В Древнем Египте Сириус считали священной звездой. В этом стихотворении переплетаются восхищение любимой звездой и философские размышления лирического героя. Звезда — символ судьбы, она ассоциируется с жизнью, молодостью, родиной. Бунин считает звезду понятием философическим, так как и у человека на земле, и у звезды на небе есть высокая миссия — служить вечной красоте.
Бунина, как человека любознательного и жизнелюбивого, привлекало время, прошлое и настоящее. На эту тему у него есть ряд стихотворений, самое яркое из которых — «Кадильница». «В монастыре забытом» … «давно потухшая, давным-давно пустая лежит кадильница — вся черная внутри от угля и смолы, пылавших в ней когда-то». Кадильница — символ ушедшего прошлого. Но ее черное дно говорит о том, что в ней горел огонь, значит, в ней горела жизнь. Во второй части стихотворения Бунин делает призыв к самому себе, к своему сердцу Ты, сердце, полное огня и аромата, Не забывай о ней.
До черноты сгори. То есть автор призывает жить — гореть, как горела древняя кадильница. В этом мы видим стремление лирического героя исполнить до конца миссию земного пребывания. Наряду с такими вечными ценностями жизни, как красота природа, любовь, добро, слияние с окружающим миром, труд, неустанное познание истины, есть, по Бунину, и еще одна — владение родной речью, приобщение к Письменам.
В стих-ии «Слово» поэт ставит это человеческое достояние как особый, бессмертный дар. Это именно тот «глагол», который может превратить человека в бога, а поэта — в пророка. Это именно та ценность, кот. «в дни злобы и страданья, на мировом погосте оставляет людям надежду на спасения. Итак, основные черты лир. поэзии Бунина — стремлений к описат. подробности, яркость конкр. деталей, классич. простота, лаконизм, поэтизация вечных человеч. ценностей, и в первую очередь — родной природы.
Богатство подтекста, частое обращение к символике, тесная сращенность с рус. прозой, в частности с повелистикой Чехова; тяготение к философичному частые переклички с собств. рассказами. тяготение к философичному частые переклички с собств. рассказами.