Философские мотивы лирики Б. Пастернака
Борис Леонидович Пастернак — поэт для думающего читателя. Я бы сказал — для читателя с думающим сердцем. Он, как известно, во всем стремился «дойти до самой сути» и, конечно, с самого начала был не просто поэтом, но и философом.
Да если бы Пастернак не был философом, мы бы не узнали столько глубоких поэтических откровений. А его проза — это тоже плод философских раздумий о смысле бытия. Один из циклов стихов Пастернака так и называется — «Занятия философией». Даже в названии чувствуется особенность поэта.
Он не назвал
Итак, поэт был склонен к определениям, а не к доказательствам: Нашу родину буря сожгла. Узнаешь ли гнездо свое, птенчик?.. О, не бойся, приросшая песнь! И куда прорываться еще нам? Ах, наречье смертельное «здесь» — невдомек содроганью сращенному.
Это
Сочетание низкого и высокого рождает поэзию — вот основная философская мысль поэта. Но свести в единое целое так далеко отстающие друг от друга смысловые понятия — дело гения. И, как мы видим, «Фигаро» и «сладкий заглохший горох» оказываются в центре поэтической вселенной и прекрасно соседствуют. У многих поэтов есть пристрастие к определению своего творчества. Это в основном рождает массу неинтересных читателю стихов о стихах.
У Пастернака и эта тема «играет», способна заворожить, как любовная лирика. Вот пастернаковское «Определение творчества»: Разметав отвороты рубашки, Волосато, как торс у Бетховена, Накрывает ладонью, как шашки. Сок и совесть, и ночь, и любовь оно. И последняя строфа: И сады, и пруды, и ограды, И кипящее белыми воплями Мирозданье — лишь страсти разряды, Человеческим сердцем накопленной. Великолепна мысль Пастернака о материализации человеческого сознания.
Возможно, мироздание действительно в какой-то степени есть отражение нашей духовной жизни. Недаром же у Пастернака природа часто поступает, как человек: Гроза, как жрец, сожгла сирень И дымом жертвенным застлала Глаза и тучи. Расправляй Губами вывих муравья.
Так очеловеченная природа даст возможность ярко проявиться душе — доброй и злой, нежной и безразличной. Душа лирического героя Пастернака феноменальна в своем сострадании ко всему живому и вообще — в жизнелюбии. Его душа осязает хрупкость жизни на земле и катастрофическую нехватку чувства сострадания.
Эти качества души лирического героя Пастернака и определяют, по-моему, его философскую лирику.