Музыка стихов Бориса Пастернака
Я б разбивал стихи как сад… Б. Пастернак Когда Пастернак, сам великолепный музыкант, обращается к теме музыки, особенно к боготворимому им Шопену, то накал его поэзии становится полифоническим: Гремит Шопен, из окон грянув, А снизу, под его эффект, Прямя подсвешники каштанов, На звезды смотрит прошлый век… Казалось бы, совсем несопоставимо: «гремит», «грянув».
Но как точно! Дальше — еще мощнее: В конце ж, как женщина, отпрянув И чудом сдерживая прыть, Впотьмах приставших горлопанов, Распятьем фортепьян застыть! «Распятье
Это, кстати, закономерно для столь интеллигентного поэта и переводчика таких «трудных» писателей, как Гете, Шекспир, Клейст, Бен Джонсон… Тщательность познания выражена Пастернаком в одном из ключевых стихотворений: Во всем мне хочется дойти До самой сути: В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До основанья, до корней, До сердцевины. Но философичность никогда не превращалась у поэта в дидактику.
Филигранная стилистика и сила чувств поражают и ныне. Он «разбивал стихи, как сад, всей дрожью жилок…». Отторгнутый от литературы, преданный , понимающий, что «жизнь прожить — не поле перейти», Пастернак остается поэтом.
И знаменитый «Доктор Живаго» также пронизан поэзией, а стихи и в этой книге составляют важный музыкальный и сюжетный стержень.