Почему главный герой обречен на одиночество?

В основе идейного содержания повести «Ася» лежит жизненная драма русского интеллигента 30-40-х годов XIX века. Парадоксальность ситуации заключается в том, что главный герой, ищущий чего-то прекрасного, надеющийся на счастье, в конечном итоге, отказывается от него. Здесь перед читателем вновь возникает проблема «лишнего человека».

И. С. Тургенев исследует этот тип глубоко и всесторонне. Наряду с изображением отрицательных черт этого типа писатель впервые в литературе раскрыл лирическую сторону духовной драмы «лишнего человека»,

красоту его нравственных поисков, жизненных идеалов, бескорыстие, чувство прекрасного. Вместе с тем, он показывает трагическое ощущение бессилия героя изменить свою жизнь. Почему же господин Н, который вызывает поначалу глубокую симпатию, трагически обречен на одиночество, почему он теряет свою любовь? Герой предстает перед читателем в самом расцвете жизни.

Писатель показывает его человеком ищущим, тонким. Господин Н приехал за границу, чтобы посмотреть мир. Он рассказывает о себе с позиции прожитых лет, анализируя собственные ошибки.

Чувствуется, что это необычный человек. Он любит и понимает природу, причем

ценит не ее вычурную искусственную красоту, а внутреннюю гармонию: «Я не любил, чтобы она навязывалась мне, чтобы она мне мешала». Ему больше нравилось наблюдать за человеческими лицами: «Меня забавляло наблюдать людей…, да я даже не наблюдал их — я их рассматривал с каким-то радостным и ненасытным любопытством». Он ведет безмятежную, праздную жизнь.

Встреча с Асей и ее братом, случайно оказавшимися в маленьком немецком городке, навсегда разрушает эту безмятежность. Господину Н предстояло испытание любовью. Казалось бы, все располагало к возникновению нового глубокого чувства: удивительные по красоте пейзажи, блистающий Рейн, красота Аси. И герой постепенно понимает, что он изменился, возникли новые, неведомые прежде эмоции.

Ему нравилось любоваться Асей, ее грациозностью и большими глубокими глазами. Многие поступки Аси кажутся ему детскими, странными. Сначала господин Н полагает, что она разыгрывает перед ним разные роли, «рисуется».

Он видит ее то дерзкой барышней, которой нравится привлекать к себе внимание, то «благовоспитанной дамой», строгой и холодной. Он сравнивает ее с «рафаэлевской Галатеей в Фарнезине». Герой ловит себя на мысли, что его неудержимо тянет к Асе.

Видеть ее глаза, слышать звонкий голос стало для него жизненной необходимостью. Об этом свидетельствуют внутренние монологи героя. Вместе с тем, его терзают подозрения, что Гагин ей не брат. Тургенев тонко описывает душевные терзания героя, развитие и нарастание любви. Герой борется с нахлынувшими чувствами, пытается подчинить их разуму.

После истории о жизни Аси, рассказанной ему Гагиным, наш герой ясно осознает, что же его так привлекало в ней: «…не одной только полудикой прелестью, разлитой по всему ее тонкому телу, привлекала она меня: ее душа мне нравилась». Поистине, самыми поэтичными мгновениями повести являются те, в которых мы чувствуем восторг, жажду счастья обоих героев. Нам кажется, что теперь они, наконец-то, нашли друг друга и никогда не расстанутся. Но это ощущение обманчиво.

Господин Н упорно делает вид, что не догадывается о чувствах Аси. Он не замечает очевидного. По этому поводу в свое время иронизировал Г. Н. Чернышевский в своей статье «Русский человек на randez-vouse».

Приходится признать правоту его суждений в оценке действий главного героя. Когда в жизни господина Н наступил решающий момент, момент истины, он струсил, испугался: «Я досадовал на Асю, ее любовь меня и радовала, и смущала». Неизбежность принятия скорого решения терзала его.

Герой размышлял: «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!» Во время решающего объяснения с Асей у героя еще был шанс изменить свою судьбу, связать свою жизнь с ней и обрести счастье, но он не воспользовался этим шансом. Господин Н давал девушке наставления, хотя всей душой стремился к ней. Рассудочность героя помешала ему открыть Асе свое сердце.

За это он и будет наказан одиночеством, бесприютностью. Слишком поздно он почувствовал вину и раскаяние: «Я ломал руки, звал Асю посреди надвигающейся тьмы, сперва вполголоса, потом все громче и громче, я повторял сто раз, что я ее люблю, я клялся никогда с ней не расставаться; я бы дал все на свете, чтобы опять держать ее холодную руку, опять слышать ее тихий голос, опять видеть ее перед собою». Ася безвозвратно исчезла из его жизни. Вспомним, что главным человеческим пороком она считала трусость. Эта безотчетная тревога и страх перед принятием решения стали роковой чертой характера главного героя.

Воображаемая Ася казалась ему шансом на высшее счастье, наградой, а между тем, «сама Ася, с ее прошедшим, с ее воспитанием… его пугала». Господин Н обманул мечты девушки, и развенчал представление о нем читателя. Он до конца раскрыл перед нами свою слабую сущность. Поэтому и повесть, которая, как отмечал Чернышевский, «пробуждает первой своей половиной самые светлые ожидания, в которой нет явных негодяев и мошенников, после прочтения оставляет впечатление еще более безотрадное, нежели от рассказов о гадких взяточниках».

Повесть И. С. Тургенева «Ася» окончательно уничтожила веру в то, что «люди, подобные господину Н, способны изменить своим благородством характер нашей жизни. «Эта иллюзия, — говорит Г. Н. Чернышевский,- самым горьким образом опровергается в повести». Нерешительность, бездействие сыграли злую шутку с главным героем. Он способен лишь на пустые разговоры: «…пока о деле нет речи, а надобно только занять праздное время,- утверждает критик,- наполнить праздную голову или праздное сердце разговорами и мечтами, герой очень боек; подходит время, чтобы прямо и точно выразить свои чувства и желания, — большая часть героев начинает колебаться и чувствовать неповоротливость в языке». Необходимо отметить, что в своей статье Чернышевский зло, иронично, но вместе с тем емко и точно охарактеризовал сущность кажущегося нам положительного героя, разоблачил его мнимое прекраснодушие.

Читатель ясно понимает, что причина страданий героя, его неудавшейся жизни, его трагедии кроется в нем самом, в его трусости, нерешительности, практической беспомощности. Герой не может грамотно распорядиться своей судьбой, потому что пасует перед трудностями. Лучшие качества господина Н блекнут перед его пассивностью. Человек сам является кузнецом своего счастья, он сам расплачивается за совершенные когда-то ошибки. Расплатой для тургеневского героя стало одиночество.

Одиночество в духовном, личном и общественном плане. Как известно, именно одиночество — самое страшное наказание для человека. Жить иллюзиями, воспоминаниями бессмысленно. Через много лет, когда мы видим героя постаревшим, в нем уже не остается былых надежд и стремлений. Его существование наполнено лишь сожалениями и светлыми воспоминаниями об Асе, об ушедшей молодости, мечтами, которых уже никогда не вернешь.

Читая последние строки этой повести, невольно вспоминается горькое восклицание пушкинской Татьяны: » …а счастье было так возможно, так близко!»…

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Почему главный герой обречен на одиночество?