Стихотворение В. В. Маяковского «Вам!»
Владимир Маяковский пришел в русскую поэзию в те годы, когда она переживала, в лице символизма, глубокий упадок. К десятым годам, когда со своими первыми стихами и декларациями выступили акмеисты и футуристы, когда зазвучали на страницах журналов первые, пусть еще не громкие строки пролетарских революционных поэтов, все признаки предвещали близость освежающей, очистительной бури. Должны были появиться поэты, способные вернуть русскому стиху традицию гражданственности, вывести его из добровольного заточения в «башне из слоновой кости»
Самым ярким из них до сих пор считают Маяковского, так как он смог, пройдя школу футуризма, не только выработать неповторимые стиль речи и форму стиха , но и, выйдя за рамки просто протеста против «обывательщины», стать истинным гражданским лириком. К одному из таких стихов, высмеивающих мещанский образ мыслей и образ жизни, относится «Вам!», написанное в 1915 году. Уже заголовок стихотворения наводит на мысль о вызове, которые делает поэт мещанам, как он противопоставляет себя и «их», как отчаянно бросает им в лицо свои обличительные
Основной темой лирического произведения является описание мещанского быта, который показан поэтом настолько низменным и противным, что вызывает не ироническую улыбку, а отвращение. Маяковский обличает людей, ведущих такой образ жизни, в том, что они не задумываются ни о чем, кроме собственного комфорта. Их главная цель — иметь «ванную и теплый клозет», «нажраться», «жизнь отдавать в угоду». Весь остальной мир их не интересует.
Я думаю, что Маяковский этим стихотворением хотел заставить людей задумываться о чем-то более высоком и духовном, быть реалистичными и не замыкаться на собственном удобстве и комфорте. Стихотворение написано от первого лица. Лирический герой обращается к «ним», то есть к мещанам, не с просьбой и не с обращением.
Он стыдит эту серую, сытую толпу, обвиняет ее в бездуховности и малодушии. Своими острыми, часто обидными словами он пытается образумить ее, называет «их» бездарными, по-всякому унижает и не стесняется в выражениях. Мещане предстают перед нами, как совсем опустившиеся люди: Как вы с измазанной в котлете губой Похотливо напеваете Северянина!
Неслучайно Маяковский употребил здесь фамилию поэта-футуриста Игоря Северянина. Когда Владимир Владимирович принадлежал к кружку футуристов, он поссорился с поэтом, и поэтому его фамилия ассоциировалась с чем-то отрицательным. Люди, которые читали и любили стихи Северянина, вызывали у Маяковского отвращение.
Упомянув его фамилию, он в очередной раз выразил ненависть к футуристу и к «ним». Еще одной важной особенностью я считаю то, что поэт употребляет по отношению к мещанам множественное число. Это подчеркивает отсутствие индивидуальности у этих людей, отсутствие собственного мнения и свободы суждений.
Он считал, что такие люди вредны для общества, с ними невозможно будет выстроить социалистическое государство. Образ безликой серой массы, инертной толпы отражен и в названии стихотворения, и в каждом четверостишии. Лирическое произведение состоит из четырех строф, и в каждой из них заложен контраст. Противопоставляются низкие, мещанские потребности и события, которые должны волновать многих людей, но не тех, кто любит «баб да блюда».
В первом четверостишии Маяковский, как мне кажется, обличает любовь мещан к сплетням. Им неважно, что написано в газете. Главное — прочитать ее, потому что все читают газеты. Содержание как таковое их не интересует: герои, представленные к высшей награде, Георгиевскому ордену, для них неотличимы от, например, воров и мошенников. Ведь и о тех, и о других пишут в «столбцах газет»!
Во втором четверостишии Маяковский обвиняет мещан в том, что им все равно, что происходит в мире. Им неважно, что где-то гибнут люди за высокие цели, дети умирают от голода, многим негде жить из-за военных действий… Мещане живут в собственном ограниченном мирке, где хорошо и тепло, и не надо ничем забивать голову. Главное — было бы что поесть! Бездушие и безразличие к окружающим людям отражено в третьей строфе.
Здесь налицо противопоставление жестокой реальности с мещанским бытом. Маяковский создает очень яркий образ раненого солдата и сытой толпы. И, наконец, в последнем четверостишии, кульминационном, Маяковский противопоставляет себя этой безликой толпе. Как всегда, гротескно и гиперболично, даже грубо, он в сердцах признается, что лучше «в баре блядям буду подавать ананасную воду!», чем отдавать свою жизнь в угоду этих низких людей. Здесь эмоции лирического героя достигают верха напряжения, вызывая еще больше отвращения к мещанам.
Возможно, в этой строфе поэт снова обращается к творчеству Северянина, точнее, к таким его строкам: «Ананасы в шампанском!». Этим он подчеркивает, как для него низко «подавать ананасную воду», но все же это лучше, чем быть таким, как толпа мещан. Стихотворение «Вам!» отличается от других творений Маяковского тем, что оно написано не лесенкой, а обычными четверостишиями.
Также оно не является сатирическим, как, например, «Прозаседавшиеся». Оно вызывает не грустную улыбку, а отвращение к мещанской жизни. С помощью грубых эпитетов и гипербол поэт добивается яркости и остроты в изображении мещан и их противоположностей, еще больше сталкивая их между собой. В стихотворении есть также и характерные для поэта ритмичность, надрыв и гротеск. Каждая строчка рождает в воображении яркие, гротескные образы, вызывая еще большую неприязнь к «ним».
Изобилие восклицательных и вопросительных знаков препинания, многоточий, придают стихотворению эмоциональность. Стихотворный размер изменяется от строки к строке, создавая при этом ритмичность и придавая стихотворению ноты марша. Рифма в стихотворении перекрестная. Для меня стихотворение «Вам!» — это великолепный образец сатиры Маяковского, создавая который поэт широко применял разнообразные художественные приемы.
Это и излюбленный им сатирический гротеск, и гипербола в эпизоде с половинами людей, и прием контраста. Восхищает меня и стихотворная речь поэта, пересыпанная неологизмами . Все это создает неповторимый облик поэта-сатирика, беспощадный смех которого долетает до нашего слуха с каждой строчки стихотворений.