Готовимся к сочинению эффективно
Часто в своей практике, готовя материалы для экзамена или зачета, я замечала, что многим ребятам психологически легче готовиться к небольшому количеству вопросов, объединенных в тематические блоки. Объем содержания остается тем же, но, перераспределенный, перестает пугать учеников. В нынешних условиях пугают и простейшие арифметические подсчеты. Тем более что приходится не только умножать 8 на 35, но и заниматься вычитанием из числа календарных тридцати дней сумму пришедшихся на праздники и выходные.
На оставшихся уроках литературы учителя,
Как в условиях ограниченного времени для подготовки к экзамену облегчить жизнь себе и ученикам? Как сделать эту работу наиболее эффективной? При внимательном анализе формулировок темы № 7, которая предполагает «анализ идейно-художественного своеобразия произведения малой формы ХIХ или ХХ века «, можно обнаружить много СБЛИЖЕНИЙ.
НЕ СТРАННЫХ, впрочем, а вполне закономерных. Сближений, дающих возможность учителю сэкономить время и силы. Мои советы относятся к области стратегии, которую можно избрать при подготовке
Итак, можно обнаружить следующее. В комплектах № 9 и 17 седьмая тема одна и та же: «Своеобразие проблематики ранней прозы М. Горького. «. Темы комплектов № 19 и 31 звучат следующим образом: «Сюжет, проблематика, образы одной из поэм С. Есенина» и «Анализ одной из поэм С. Есенина». Писать по произведениям А. И. Солженицына предлагается в комплектах № 1 и 10, и темы звучат таким образом , что ученик может выбрать один и тот же рассказ. Тем более что тема № 2 в двух комплектах сформулирована по творчеству А. И. Солженицына и конкретно рассказу «Матренин двор» , а этот тип темы «дает выпускнику большую свободу в выборе ракурса анализа произведения».
Похожая ситуация и с темами по творчеству И. А. Бунина. В комплекте № 6 читаем: «Проблематика и герои одного из рассказов И. А. Бунина», в комплекте № 15: «Лиризм прозы И. А. Бунина. «. Комплекты № 7 и 22 предлагают в качестве формулировки второй темы цитаты из «Антоновских яблок». При подготовке к экзамену логично объединить эти 4 темы в единый блок. Еще несколько формулировок, связанных с прозой ХХ века.
Темы комплектов № 3 и 23 — по творчеству А. И. Куприна — «Художественное своеобразие одного из произведений» и «Тема любви в прозе А. И. Куприна. » — при повторении вообще можно объединить. То же и с темами комплектов № 5 и 14 — по творчеству В. Шукшина » В комплекте № 8 выпускникам предлагается рассуждать об «Особенностях проблематики одного из произведений В. Распутина», а в № 33 — о «Нравственной проблематике современной прозы. «. Советую обратить внимание коллег на формулировку седьмой темы в комплекте № 16: «Особенности проблематики одного из произведений военной прозы».
Ее возможно объединить как с «Гуманистической темой в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»» , так и с темой «Человек на войне. «, поскольку формулировка «военная проза» позволяет понять это и как «произведения о войне», и как «произведения, написанные во время войны».
До сих пор мы говорили о прозе, но в комплектах присутствуют темы, посвященные лиро-эпическому жанру — поэме. Здесь тоже возможен путь объединения тем в блоки. Например, тем комплектов № 2 и 11 — «Сюжет, герои и проблематика одной из баллад В. А. Жуковского» и «Тема судьбы в одной из баллад В. А. Жуковского».
А повторять особенности жанра романтической поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова мы будем, имея в виду сразу три комплекта: 4, 7 и 13.
Поскольку в данной теме указываются произведения конкретных жанров, фамилии писателей, творчество которых приходится на эпоху определенного литературного направления, то необходимо уделить внимание повторению таких понятий из области теории и истории литературы, как БАЛЛАДА, ПОЭМА, РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭМА, РАССКАЗ, СКАЗКА; СЮЖЕТ, ТЕМАТИКА, ПРОБЛЕМАТИКА; СЕНТИМЕНТАЛИЗМ И РОМАНТИЗМ.
И — успехов на экзамене вам, дорогие коллеги, и вашим ученикам!