Теория Родиона Раскольникова
Среди огромного наследия Ф. М. Достоевского чуть ли не наибольшей популярностью пользуется его роман «Преступление и наказание». Однажды В. Г. Белинский сказал молодому писателю Достоевскому: «Цените ваш дар и будете великим художником». Я думаю, в самые тяжелые дни жизни эти слова великого критика и писателя согревали молодого Достоевского. А сама идея написать роман о человеке, который был преступником, зародилась у него на каторге.
Нужно сказать, что Ф. М. Достоевскому самому пришлось многое пережить и пройти в своей жизни. Я
Целью данного преступления было не желание наживы, не желание помочь
Смысл этой идеи заключался в том, что люди жестоки и низки, при этом сущность человеческую невозможно заменить, а, следовательно, «и труда не стоит тратить». Однако, можно и нужно встать над этим «муравейником» людей и управлять им. Отсюда следует возможность разделить все человечество на подвластных и властителей, которых очень мало в общей массе. Властители мало чем отличаются от остальных, но, тем не менее, они могут добиваться власти любыми способами, им «разрешается» переступать не только законы общественные, но законы морали и этические устои.
Герой романа уверен, что людям можно силой навязать какие-то блага. Важно заметить, что Раскольников все же чувствует противоречивость своих идей, ибо все «Магометы и Наполеоны» были ведомы личными интересами, они всего лишь прикрывались общим. Казалось бы, теперь, после совершенного преступления, Раскольников может преспокойно идти к власти. Но здесь Родион постепенно отступает от своей идеи: наступает переломный момент в жизни этого человека. Читатель видит, что Раскольников — личность незаурядная.
Начинается противостояние разума героя и его духовного мира. Поначалу он не может отделить себя от железной логики его теории, но вскоре душа восстает. Значит, на самом деле Родион все же не смог перешагнуть через моральные и этические законы. По своей теории ему следовало жить только для себя и не «чувствовать» окружающих его людей, однако он отдает последние деньги Мармеладовым на похороны отца.
Я думаю, Раскольников подсознательно чувствует, что стрежнем, основой человеческого общества являются любовь и сострадание. Родион Раскольников не в состоянии спокойно пережить свое преступление. Моральная боль у него переходит в боль физическую. Герой начинает изолировать себя от людей, пытается перебороть муки совести. Все это приводит к осознанию беспочвенности и жестокости своей теории. «Я себя убил, а не старушонку», — наконец признается Родион.
Внутренние терзания главного героя, по моему мнению, настолько его разъедали, что постепенно становились видимыми и накладывали определенный отпечаток на внешность: «Раскольников… был очень бледен, рассеян и угрюм. Снаружи он походил как бы на раненого человека или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный». Автор романа показывает несостоятельность теории Родиона, ибо она противоречит, а главное, противостоит извечным человеческим ценностям: любви, доброте, пониманию, искренности.
Следовательно, такие идеи не могут быть целью жизни людей. И история человечества, да и история нашей страны, не раз подтверждала эту мысль. Вспомним хотя бы эпоху Сталина, который, по моему мнению, как никто другой подсознательно жил и действовал по подобной же теории.
И с полной уверенностью можно говорить о том, что этот человек шел к власти путем насилия. То же самое можно говорить и о других исторических личностях, начиная с самого начала существования общества: Александр Македонский, Наполеон, Гитлер и многие другие. Все это люди, которых, по теории Раскольникова, можно считать властителями.