Общность проблематики и средства ее художественного воплощения в романе «Герой нашего времени» и стихотворении «Дума»

Анализируя творческое наследие М. Ю. Лермонтова — поэта и прозаика, мы отмечаем его неоднократное обращение к проблеме поколения тридцатых годов девятнадцатого века. Лермонтов создает удивительно емкий и подробный лирико-эпический портрет современной ему эпохи, передовой дворянской молодежи. При этом, как справедливо указывает Белинский, следует учесть, что «мысль изобразить… героя нашего времени не принадлежит исключительно Лермонтову». Действительно, проблемы и судьбы молодого поколения занимали в свое время Н. М. Карамзина

, В. Ф. Одоевского , К. Ф. Рылеев и многих других писателей. Подробное изображение «лишнего человека» мы видим в романе Пушкина «Евгений Онегин».

Однако именно в произведениях М. Ю. Лермонтова поколение тридцатых годов выступает во всей его многогранности. Наиболее рельефно и полно портрет героя лермонтовской эпохи изображен в стихотворении «Дума» и романе «Герой нашего времени». Следуя точно сформулированному в предисловии к роману принципу: «Нужны горькие лекарства, едкие истины», в «Думе» Лермонтов обнажает трагические противоречия поколения, «дремлющего в бездействии» , выносит

ему объективный и суровый приговор: Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно… Проблемы цели и смысла жизни, трагедия бездействия сильной личности, рассматриваемые в стихотворении на примере всего поколения, в романе персонифицированы в образе Печорина. В обоих произведениях Лермонтов четко формулирует и последовательно развивает идею о том, что молодежь тридцатых годов оторвана от реальной жизни, склонна к рефлексии, неспособна к практическому применению своих незаурядных сил и способностей. «Мы иссушили ум наукою бесплодной…», — горько восклицает лирический герой «думы».

Отсюда — и «мозаичность», фрагментарность судьбы Печорина, и бесплодность «философствований» Вернера, и трагедия Вулича. Духовная опустошенность и противоречивость лермонтовского поколения отражается также в его сомнении в ценности человеческих взаимоотношений — любви и дружбы: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе кокой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Аналогичную мысль развивает и Печорин в своем дневнике, размышляя о том, что «из жизненной бури вынес только несколько идей и ни одного чувства». Поэтому герой «смеется над всем на свете, особенно над чувствами», и на первое место в системе ценностей он ставит свою свободу. Душевный холод, упадок нравственных сил и ослабление воли к жизни рождают также насмешливо — циничное отношение поколения тридцатых годов к своей судьбе, его стремление «играть со смертью».

С одной стороны, эта деятельная позиция Печорина, его попытка активно противостоять Року, бросить вызов Судьбе: авантюрное приключение в Тамани, дуэль с Грушницким, эпизод с пьяным казаком. С другой стороны, в романе изображается пассивно-отстраненная позиция Вулича, его ощущение растворенности в своей судьбе, слепая вера в предопределение. Это поэтически отражено в «Думе»: «И предков скучны нам роскошные забавы, Их добросовестный ребяческий разврат, И к гробу мы спешим без счастья и без славы, Глядя насмешливо назад». Основными средствами художественного воплощения проблематики, объединившей оба лермонтовских произведения, являются в «Думе» ритм и стиль стихотворного повествования. Так, преобладание шестистопного ямба, передающего интонацию размышления лирического героя и публицистичность стиля усиливают социально — философского направленность стихотворения.

Аналогичную роль в романе «Герой нашего времени» играет авторское предисловие, в котором особо подчеркивается общественная направленность лермонтовского произведения: «Герой нашего времени… портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Одним из наиболее ярких средств выражения авторской позиции в раскрытии общей проблематики романа и стихотворения является прием контраста. Так, в «Думе» мы наблюдаем постоянное столкновение антонимов и использование антитезы.

А в «Герое нашего времени» используется прием контраста как в построении всей системы образов, так и для раскрытия характера главного героя. Итак, стихотворение «Дума» и роман «Герой нашего времени» объединены общей нравственно — философской и социально — политической проблематикой. В обоих произведениях Лермонтов размышляет над судьбой ярких представителей передовой молодежи, исследует духовные и социальные пороки своего времени. Неповторимую особенность лермонтовского мировосприятия очень точно и лаконично сформулировал Белинский: «Герой нашего времени» — это грустная дума о нашем времени…»

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Общность проблематики и средства ее художественного воплощения в романе «Герой нашего времени» и стихотворении «Дума»