Образ Манилова в поэме «Мертвые души»

Многие писатели первой половины XIX века особое место в своем творчестве отводили теме России. Как никто иной, они видели всю тяжесть положения крепостных крестьян и безжалостную тиранию чиновников и помещиков. Нравственные ценности отходят на второй план, а на первый выходят деньги и положение в обществе.

Крепостное право лежит в основе государственной системы России. Люди не стремятся к лучшему, не Интересуются науками и искусством, не пытаются оставить потомкам никакого духовного наследия. Их цель — богатство.

В своем стремлении

к наживе человек не остановится ни перед чем: будет воровать, обманывать, продавать. Все это не может не волновать людей мыслящих, которым не безразлична судьба России. И конечно же, Н. В. Гоголь не мог оставить это без внимания. Смысл названия поэмы «Мертвые души» очень символичен. Гоголь не жалеет красок, показывая читателю духовное убожество, грозящее России.

Мы можем только посмеяться над тем, что не в силах исправить. Целая галерея помещиков проходит’ перед читателем по мере развития сюжета «Мертвых душ». Начало развития сюжета — пустой, праздный мечтатель и фантазер Манилов. Уже описание поместья

говорит Q ТОМ, ЧТО его хозяин большой выдумщик. Дом Манилова стоит на возвышенном месте, «открытом всем ветрам», склон этой горы был покрыт остриженным дерном, среди которого попадались клумбы с кустами сирени и белой акации и несколько берез.

Под двумя из них находилась беседка с помпезным названием «Храм уединенного размышления». Сходство с английским парком подчеркивалось прудом, заросшим зеленью. Во внутреннем убранстве поместья Манилова также отразилось несоответствие грез помещика и реальности. В отдельных комнатах мебели не было вообще, в других была, но в ней чего-то недоставало: если в гостиной кресла были покрыты дорогой материей, то на два кресла материала не хватило, и они стояли, покрытые простой рогожей. Среди этого «великолепия» живет хозяин — Манилов со своей семьей.

Эта жизнь очень похожа на идиллию: Манилов со своей женой любят друг друга, внешние проблемы решаются сами по себе без участия помещика. Все, что остается Манилову, это сидеть и мечтать о каких-нибудь новых усовершенствованиях в усадьбе: построить мост с купеческими лавками или провести подземный ход от дома. Но, несмотря на мечты хозяина, все остается по-прежнему: крестьяне как бедно жили, так бедно и живут, восьмилетний сын Фемистоклюс как был неграмотен, так и остается.

Однако Манилов смешон и не вызывает отвращения, как Плюшкин или Коробочка. Он способен радушно принимать гостей и искренне стараться сделать им приятное. Манилов даже способен на благородные поступки: имея возможность заработать на мертвых душах, он отдает Чичикову их бесплатно. Несмотря на то, что в произведении присутствует изрядная доля юмора, «Мертвые души» можно назвать «смехом сквозь слезы». Автор упрекает людей в том, что в этой борьбе за власть и деньги они забыли о вечных ценностях.

Жива только внешняя оболочка, а души людей мертвы. В этом виноваты не только сами люди, но и общество, в котором они живут. Все это Гоголь не смог игнорировать и в полной мере отразил в «Мертвых душах».

Люди мало изменились, поэтому «Мертвые души» — это предостережение и для нас.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Образ Манилова в поэме «Мертвые души»