Образ Базарова и методы его создания по роману Тургенева » Отцы и дети»
1,Базаров герой своего времени. 2,Образ Базарова и отношение автора к герою. 1) Почему И. С. Тургенев назвал Базарова «лицом трагическим». 2) Характер конфликта в романе. 3) Особенности композиции романа.
3,Смысл заглавия романа «Отцы и дети». «Отцы и дети» Тургенева — это социально-психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Действие романа происходит в 1859 году. Россия переживает второй подъем русского освободительного движения. Теперь на смену дворянам-либералам приходят разночинцы. Это
Итак, 1959 год. Два года остается до отмены крепостного права. Образованные люди понимают, что нужно что-то изменить в жизни крестьян, больше так продолжаться не может. Этих взглядов придерживается и главный герой романа Базаров.
При описании внешности Базарова, автор использует детализированный портрет. Внешний образ Базарова, его манера держаться, говорить, обнаруживают в нем подлинного демократа. Перед нами человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями», лицо его «длинное и худое, с широким лбом, к верху плоским,
Тургенев раскрывает характер его работы: «Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился», он проводил «физические и химические опыты». Мир вещей Базарова также используется автором для характеристики индивидуальности. Базаров легко сходится с простыми людьми. «Мой дед землю пахал!» — с гордостью говорит он. Отсюда его ироничность, пренебрежение к красивым словам. В разговоре Базаров всегда краток, но его реплики наполнены глубоким смыслом, они свидетельствуют о начитанности и остроумии героя.
Базаров часто употребляет пословицы и поговорки, например: «на своем молоке обжегся, на чужую воду дует». «Русский мужик Бога слопает». Речь Базарова, так же как и его портрет свидетельствует о демократизме героя. «Живой цельный человек схвачен автором в каждом действии, в каждом движении Базарова» писал Н. Н. Страхов о герое романа. Речь Базарова в зависимости от обстоятельств меняется от скептически самоуверенной до романтически взволнованной.
Базаров — откровенный циник, нельзя не отметить и его больного самолюбия. Его нигилизм доходит до совершенной глупости. Таково его отрицание к поэзии, живописи: «Рафаэль гроша медного не стоит», «… порядочный химик в двадцать раз полезней всякого поэта», «Пушкин… ерунда».
Базаров не замечает красоты окружающей природы «природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Базаров не признает любовь во всех ее проявлениях: «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Для Евгения плох Аркадий, соблазнившийся «свеженькой Катей», чтобы построить семью, плохи родители старики с их чудачеством, слезами, обращением «Енюшечка». Он не ценит духовную ценность, уникальность неповторимость личности, по его теории выходит, что «человек — это… та же лягушка». Базарова сильно волнуют проблемы России, Евгений отвергает существующий в стране порядок.
Герой признается, что не «имеет плана», не знает, что и как строить. «Это уже не наше дело… сперва надо место расчистить». «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем», — гордо заявляет он, объявляя себя представителем потребностей народа, одновременно презирая его суеверие, леность, пьянства и беспомощность. Базаров ни в ком не нуждается, он одинок, в этом мире, но совершенно не чувствует одиночества. Евгений исключил из своей жизни высокие мысли и чувства о «корнях» и о Боге: «Я гляжу в небо, когда хочу чихнуть…».
Трагедия Евгения Базарова — это трагедия целого поколения, мечтавшего «обломать много дел, а народившего нигилизм, безверие, вульгарный материализм…». Трагедия героя в полном одиночестве и среди своих, и среди чужих, хотя ему симпатизируют и Фенечка, и слуга Петр. Но он в них не нуждается: » … Я возненавидел этого последнего мужика Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет…. Да и что мне его спасибо?
Ну будет он жить в белой избе, а из меня лопух рати будет — ну, а дальше?». Мужики, назвавшие го «шутом гороховым», чувствуют его внутреннее презрение к ним. Тургенев глубоко убежден в том, что Базаровы пришли, но время их еще не пришло. В столкновениях между Базаровым и другими персонажами раскрываются основные черты характера героя его взгляды. Главным антагонистом Базарова является Павел Петрович Кирсанов.
Различие во взглядах на общественно-политическую и историческую обстановку в России в конце 50-х годов, двух поколений «отцов» и «детей», и легло в основу конфликта романа. Однако нужно отметить, что конфликт в произведении многоплановый: он заключает в себе не только столкновения и споры главного героя — нигилиста Базарова — с аристократом Павлом Петровичем или скрытое противоречие между Базаровым и Аркадием — факторы, которые обычно называют определяющими конфликта между «отцами» и «детьми». Это и любовный конфликт, изображенный автором в отношениях между Базаровым и Одинцовой; это внутренний конфликт Базарова , в конце романа понимающего, что, возможно, его убеждения не так уж правильны, как он предполагал ранее; это и тщательно скрытый конфликт автора со своими героями, выразившийся в различных художественных деталях и приемах, используемых им. Основной конфликт произведения — это конфликт общественно-политический, конфликт отцов и детей — представителей дворянства с разночинцами.
Подтверждением тому, что социальный конфликт является основным в произведении, служит и характер избранных автором художественных средств: портреты героев, их одежда, описание пейзажа, речь — все говорит о различии представителей этих двух лагерей, между которыми происходит главный конфликт. В основном он раскрывается в трех спорах Базарова с Павлом Петровичем, предметом которых являются вопросы, волнующие передовых людей того времени: отношение к роли дворянства в обществе, к науке, к русскому народу, к искусству и к природе. Естественно, что точки зрения героев определяются их противоположными друг другу мировоззрениями. Павел Петрович считает, что аристократия — движущая сила общественного развития; его идеал общественного устройства — «английская свобода», то есть конституционная монархия. Кирсанов делает упор на либерализм, то есть на сохранение строя при реформах в общественном укладе жизни.
Базарова такая позиция не устраивает. Ему нужно изменить социальный строй, он за революцию, и поэтому он отвергает и отрицает ведущую роль дворянства как неспособного к решительным действиям. Вопрос о социальных изменениях и революции ставится и в споре о народе, и в споре о нигилизме. Главную роль играют политические споры, раскрывающиеся посредством диалога. Именно с помощью диалога, автор отражает идейную борьбу, освещает актуальные проблемы своего времени с разных точек зрения.
Несмотря на то, что главное место в произведении занимают общественные коллизии, в нем присутствует и любовная интрига. Она сыграла важную роль для характеристики героя. Тургенев заставил своего героя потерпеть фиаско в любви.
Мы видим, что Базаров — это сильная личность. При любых обстоятельствах он не отступает от своих принципов. Но автор постоянно испытывает своего героя, создает женщину, которую он полюбил. Конечно, Базаров не в силах подавить в себе простые человеческие чувства: любовь, жалость, нежность. И чем дальше он пытается это сделать, тем яростнее они прорываются наружу.
Неистовая любовь Евгения и Одинцовой «мучила и бесила». Его «страстное, грешное, бунтующее сердце» натолкнулось на холодный отказ. Создается впечатление, что силы природы наказывают Базарова за его попытку перевернуть мир. Природа сумела отомстить за себя, «лягушка» оказалась не «тварью дрожащей», а «царевной-лягушкой», тайну которой Базаров не постиг. Смерть Базарова случайна, нелепа.
В прощальной встрече с Одинцовой Евгений больше не сдерживает себя: «славная», «такая красивая», «великодушная», «молодая, свежая, чистая». Природа, поэзия, религия, родительские чувства, красота женщины и любовь, дружба и романтизм — все это берет верх, одерживает победу. Базаров меняется, его философия терпит крах. Этим Тургенев показывает, что вечные человеческие ценности стоят над политическими убеждениями. Любовь и смерть дорисовывают портрет Базарова, делая явным весь трагизм и противоречия его души.
В эпилоге романа автор помещает пейзаж — реквием. Здесь Тургенев подводит окончательный итог жизни Базарова, показывая, как его личность растворяется на фоне вечной природы: «Какое бы страстное, грешное, бушующее сердце ни скрывалось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; … они говорят также о вечном примирении, и о жизни бесконечной». Все художественные средства романа подчинены его жанровому своеобразию, направлены на раскрытия его идейного содержания. Я выбрала эту тему, так как роман написан во второй половине 19 века, остается популярным и читаемым и в наше время.
Причин этому много: и вечные темы: природы, дружбы, любви и актуальность конфликта романа даже сейчас, и современность помыслов и убеждений главного героя. Автор глубоко и полно показывает во взаимоотношениях старшего поколения и молодого, внутреннюю борьбу и порывы, разницу во взглядах на общечеловеческие идеалы, разницу в восприятии явлений, чувств, убеждений, традиций, и отношение к правилам и нормам. Но Тургенев одновременно показывает, что, не смотря на противоречия между поколениями, их связывает сила любви, отцов к детям. Молодость не имеет жизненного опыта, она жизнерадостна, постоянно стремится вперед, стараясь познать все новое, неизведанное; торопясь, чтобы ничего не пропустить, все изведать, все исправить. Она, как на крыльях, мчится вперед, чтобы не упустить свой шанс, не упустить случай, который, кажется, может перевернуть всю жизнь.
Старшее же поколение не спешит; оно живет воспоминаниями и, наблюдая за спешкой молодости, рассуждает о быстротечности всего земного, о недолговечности счастья с высоты своего богатого жизненного опыта. Я думаю, что И. С. Тургенев именно так назвал свой роман, потому что хотел показать все те различия, которые существуют между поколениями «отцов» и «детей». Писатель смог показать представителя каждого из этих двух поколений, с разных сторон раскрыть глубину его мыслей, показать стремление его души, понять все его противоречия, увидеть прекрасное в каждом человеке. Многие молодые люди моего времени разделяют точку зрения Базарова, но вряд ли кто-то из них останется верным своим убеждениям всю жизнь.
Поэтому Базаров не нуждается в критике, а тем более в соперничестве — спор с самим собой ему так и не удалось выиграть. Я сделала вывод о трудности взаимоотношений между отцами и детьми. Дети не могут слушаться и во всем подражать родителям, потому что в каждом из нас заложена индивидуальность, и каждый имеет свою точку зрения. Но нельзя забывать о традициях и культуре.
Ведь новое — это хорошо забытое старое.