Мои размышления над творчеством Н. Гумилева

Судьба, личность и творчество Николая Степановича Гумилева вызывают сейчас большой интерес. Это неудивительно, так как его творчество полно смелости, новизны, остроты чувств, взволнованной мысли. Гумилев был необоснованно причислен к участникам контрреволюционного движения и расстрелян в 1921 году . Свое первое стихотворение «Я в лес бежал из городов…» Гумилев опубликовал в журнале «Тифлисский листок» в 1902 году, то есть в 16 лет.

В 1905 году появилась книга стихов «Путь конкистадоров». «По выбору тем, по приемам творчества

автор явно примыкает к «новой школе» в поэзии. Но пока его стихи — только перепевы и подражания, далеко не всегда удачные», — писал В. Брюсов о первом поэтическом сборнике Гумилева, который был выпущен, когда Николай еще учился в гимназии. В какой-то мере Брюсов был прав. И все-таки юношеские, «конкистадорские» стихи имели свой настрой. Новый подход Н. Гумилева к миру виден в следующих строках: Как смутно в небе диком и беззвездном!

Растет туман, но я молчу и жду, И верю, я любовь свою найду… Я конкистадор в панцире железном. «Конкистадор» завоевывал не земли, не страны, а новую любовь, проникая в «тайны

дивных снов», добывая звезды с «заснувшего небосклона». Его первые стихотворные опыты несут на себе отпечаток символистской поэзии: «голубая высота», «вечное блаженство мечты», «чары красоты».

В 1908 году выходит вторая книга Гумилева «Романтические цветы», в которой духовные запросы поэта получили дальнейшее развитие. Здесь чувствуется жажда сильных и прекрасных чувств: «Ты среди кровавого тумана к небесам прорезывала путь…». Но теперь желаемое видится лишь в грезах, видениях. Сборник волнует грустным авторским ощущением непрочности высоких порывов, призрачности счастья в скучной жизни и одновременно стремлением к прекрасному. Большинство стихотворений Гумилева обладают спокойной интонацией.

Но необычный стиль придает им внутреннюю напряженность. В своих произведениях поэт оживляет легендарные мотивы, творит фантастические превращения, многие из которых автор почерпнул, путешествуя по Африке. Подчас Гумилев стремится передать общее трагическое состояние мира: Пусть смерть приходит, я зову любую. Я с нею буду драться до конца… В сборнике «Жемчуга» Николай Гумилев высказывает свое уважение к деяниям таких выдающихся путешественников, как Джеймс Кук, Жан Франсуа Лаперуз, Васко да Гама.

Небольшой цикл «Капитаны» рожден тем же стремлением к неизведанному, тем же преклонением перед подвигом: Ни один пред грозой не трепещет, Ни один не свернет паруса. С именами великих путешественников входит в цикл «Капитаны» поэзия великих открытий, несгибаемой силы духа всех, «кто дерзает, кто хочет, кто ищет». В сборниках «Костер» и «Огненный столп» автор прикасается к миру таинственного, непознаваемого.

Ему близки образы звезд, неба, планет. При некоторой «космичности» действий в произведениях поэт выражал взгляды на вполне земные процессы. И все-таки вряд ли можно, говорить о поэзии Гумилева как о поэзии реалистичной.

Он сохранил романтическую исключительность, причудливость душевных процессов. Но именно таким бесконечно дорого нам слово Мастера.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Мои размышления над творчеством Н. Гумилева