Что такое чичиковщина?

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» принадлежит к тем не-устаревающим произведениям искусства, которые являются масштабными художественными обобщениями, направленными на решение коренных проблем человеческой жизни. В омертвении душ персонажей Гоголь усматривает трагическое омертвение человечества, унылое движение истории по замкнутому кругу. Истоки духовной пустоты человека кроются, по мысли писателя, не только в социальных условиях, но и в особенностях психического склада личности . Приемы реалистической типизации Гоголя прекрасно

уловил Пушкин. «Он мне говорил всегда,- вспоминает автор «Мертвых душ»,- что ни у одного писателя не было этого дара — выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем». Именно поэтому персонажи гоголевской поэмы — это, говоря словами В. Г. Белинского, «знакомые незнакомцы».

Образ дельца-приобретателя Павла Ивановича Чичикова типичен. Беда, однако, не в том, что Павел Иванович — делец , а в его духовной ущербности, замаскированной пошлости. Мертвенность Чичикова подчеркивается

полным отсутствием перемен в его духовной жизни, погруженностью в суету. Бричка Павла Ивановича долго не сходит с какого-то заколдованного круга. Судьба героя, как показывает Гоголь, вечно возвращается «на круги своя» . Биография Павла Ивановича — предмет глубочайшего психологического исследования.

Гоголь пишет о своем герое: «Не загляни автор поглубже ему в душу, не шевельни на дне ее того, что ускользает и прячется от света, не обнаружь сокровеннейших мыслей, которых никому другому не вверяет человек… и все были бы радешеньки и приняли бы его за интересного человека». Жизнь Чичикова подчинена одной цели — обогащению ради достижения комфорта, «всех довольств», «всяких достатков»: экипажей, отличного дома, вкусных обедов… Эта примитивная мечта и питает неутомимую энергию «подлеца», который отлично помнит отцовский наказ «больше всего беречь и копить копейку». Сочувствие к людям полностью вытравливается из сердца героя , уступая место виртуозному умению угождать нужным лицам.

В городском училище Чичиков выбивается в любимые ученики своими «прилежанием и опрятностью», полностью постигает «дух начальника», ценившего в своих подчиненных покорность. На службе в казенной палате Павел Иванович доби вается расположения «неприступного» повытчика. «Наконец он пронюхал его домашнюю, семейственную жизнь… Переехал к нему в дом, сделался нужным и необходимым человеком, закупал и муку, и сахар, с дочерью обращался, как с невестой, повытчика звал папенькой и целовал его в руку…» Словом, в Чичикове оказывается все, «что нужно для этого мира: и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых делах.

С такими средствами добыл он в непродолжительное время то, что называют хлебное местечко, и воспользовался им отличным образом». Приехав же в губернский город NN, Павел Иванович умело льстит местным чиновникам. «Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные… Полицмейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников…» Удивительную способность приспосабливаться к новому собеседнику демонстрирует Чичиков в разговорах с помещиками. Достаточно сравнить беседы с Маниловым и Собакевичем о городских чиновниках.

Беспринципное подстраивание Павла Ивановича под очередного собеседника отражает предельную расчетливость героя: из общения с тем или иным человеком он старается извлечь конкретную выгоду . Свою роль играют, конечно, знание реальной жизни и определенные актерские способности. Рисуя в первой’ главе портрет Павла Ивановича, Гоголь специально подчеркивает «неопределенность», «аморфность» Чичикова: «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Такая внешность позволяет герою быстро менять психологические маски . Следует еще раз подчеркнуть, что все «таланты» Павла Ивановича служат лишь одной цели — обогащению . Искренние человеческие чувства чужды Чичикову. Радость доставляет ему только одно — выгодная сделка. Вспомним, что он даже поет после того, как удалось выгодно приобрести мертвые души у Плюшкина.

Пошлость Чичикова проявляется в размышлениях о красивой блондинке, встреченной после посещения Ноздрева. В голову героя приходит мысль не о красоте, а о возможном богатстве незнакомки: «Ведь если, положим, этой девушке да придать тысчонок двести приданого, из нее бы мог выйти очень, очень лакомый кусочек». Образ пошляка Чичикова универсален, не привязан к какому-то определенному историческому времени.

Чичиковщина отнюдь не исчерпывается буржуазным стяжательством. Она представляет собой силу суетной пошлости, внутренней пустоты, мелочности, фальши. И она, к сожалению, проявляется в любую эпоху…

В финале поэмы Гоголь намечал некоторые перспективы духовного возрождения героя , размышлял над возможностью преодоления пошлой «омертвелости», «нетронутости» мира. Преодоление зла заключается, по мысли писателя, не в социальном переустройстве общества, а в раскрытии неисчерпаемого духовного потенциала русского народа. Возникает образ бесконечной дороги. и несущейся вперед птицы-тройки.

В этом неукротимом движении чувствуется уверенность Гоголя в великом предназначении России, в духовном воскресении человечества.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 votes, average: 3,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Что такое чичиковщина?