Нравственные проблемы в пьесе Горького «На дне»
Пьеса М. Горького «На дне» — философская драма, в которой драматург обнажил проблемы социальной действительности. Его тревожит нищета, в которой живут представители народной среды. Персонажи драмы «На дне» вынуждены вести жалкое существование в темной, сырой ночлежке. Это страшное «общежитие», где нет места личной жизни; где человек не может побыть один; где люди спиваются , где девушки продают свою молодость и красоту … Какие же нравственные проблемы поднимает Горький на страницах своей пьесы?
Драматург показывает,
И тогда Василиса, дабы убрать со своего пути молодую соперницу, свою сестру, ошпаривает ее
Сними с меня петлю эту…», «Он в меня, как клоп, впился…четыре года сосет! А какой он мне муж?» Но причина кроется не только в нежелании женщины терпеть унижения со стороны мужа-деспота . Василиса очень хочет стать полновластной хозяйкой денег Костылева. И приводит этот факт в качестве весомого аргумента Ваське Пеплу, убеждая его убить Костылева: «Деньги будут…». Насколько ужасен, насколько безнравственен мир, если женщина, олицетворение красоты, материнства, нежности, домашнего очага с его уютом, воплощает в себе все зло мира. Она способна хладнокровно уговорить человека на убийство, искалечить родную сестру, ошпарив ей кипятком ноги.
Хорошо и правильно сказал Васька своей любовнице, имея в виду женщин: «…души в тебе нет, баба… В женщине — душа должна быть. Мы — звери…нам надо… надо нас — приучить…а ты — к чему меня приучила?..». Лука называет эту женщину «дьяволицей»… Настя, 24 летняя молодая женщина, торгует собой, чтобы не умереть с голоду.
Она — продажная девка, в глубине души мечтающая о большом, искреннем чувстве. «Вот приходит он ночью в сад, в беседку, как мы уговорились…», «Ненаглядная, говорит, любовь моя! Родители, говорят, согласия своего не дают, чтобы я венчался с тобой… и грозят меня навеки проклясть за любовь к тебе. Ну и должен, говорит, я от этого лишить себя жизни»,- рассказывает Настя.
А ведь это крик души несчастной девушки, мечтающей о том, чтобы ее полюбили по-настоящему! Обитатели ночлежки знают, что все рассказы ее — всего лишь россказни, мечты, выдаваемые за действительность. На мой взгляд, они могли бы быть снисходительнее к несчастной девушке, а не насмехаться над ней, издеваясь над слабостью мечтающего человека. Олицетворением полной безнравственности является хозяин ночлежки, Костылев. Этот грубый, злой, желчный человек к тому же еще и страшный трус.
Ему прекрасно известно о любовной связи жены с Васькой. Но он труслив и не может раз и навсегда, как мужчина, решить эту проблему, жестко поговорив с Пеплом. Он даже будто бы боится застать их вместе, поскольку в этом случае ему придется, на правах мужа, наказать обольстителя и скорее всего — драться!
Но Костылев боится отчаянного, смелого Ваську Пепла! Поэтому он делает вид, что ничего не знает о любовной связи жены с молодым вором. Костылев — жадный человек, готов на любое преступление ради денег! Безнравственным, аморальным выведен ночлежный мир в драме Горького. Здесь лютуют, словно два зверя, супруги Костылевы.
Не имеют никакого значения родственные связи. Костылев относится к сестре своей жены, Наташе, будто «зверь лютый»; теснит ее, попрекает каждым куском хлеба. Василиса изуродовала, ошпарив кипятком, родную сестру… В этом мире в людях живет уверенность, что «честь — совесть» — удел богатых, бедным же она не нужна, ведь ее вместо сапог на ноги не наденешь. Васька Пепел уверенно заявляет: «Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть!» В этом мире человек, чтобы забыться, пьет.
И все-таки даже здесь люди горят желанием жить иной жизнью — интересной, честной, красивой. Вор и сын вора Васька Пепел говорит: «Надо так жить,…чтобы самого себя можно было мне уважать». Честный рабочий Клещ заявляет: » Я — рабочий человек…Ты думаешь — я не вырвусь отсюда?
Вылезу…кожу сдеру, а вылезу…». В этом мире в людях иногда все же живет сострадание к обиженным. Квашня жалеет умирающую Анну, кормит ее пельменями, Актер заботливо выводит Анну подышать свежим воздухом… Пусть и спорна философия старца Луки, но философия эта добрая.
И звучат в сырой ночлежке, грязной и убогой, красивые, высоконравственные слова о необходимости доброго отношения к человеку.