Народность поэзии Н. А. Некрасова

«Любимейший русский поэт, — писал Добролюбов, — представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором есть жизнь и сила». В стихах Некрасова действительно были жизнь и сила, так как его творчество прежде всего впитало поэзию простого народа. Когда читаешь множество его стихов о крестьянах, такое впечатление, будто сами крестьяне делятся с нами своими радостями и горестями.

Язык стихов при внешней простоте языковых форм музыкален и ярок. Речевые характеристики органично вписываются в повествование, не нарушая

ритмику строф. Когда мы читаем: Стала скотинушка в лес убираться, Стала рожь-матушка в колос метаться, — мы чувствуем подлинность русского слова. Как типично для того времени словосочетание «рожь-матушка», выражавшее кровную связь крестьянина с долгожданными колосьями!

Даже о свекле поэт способен говорить с восторгом: Точь-в-точь сапожки красные Лежат на полосе… Синтез стихов Некрасова с народной речью, с изустными преданиями, сказками, поговорками очевиден и придает его поэзии особую прелесть: Весной, что внуки малые, С румяным солнцем-дедушкой Играют облака… Идет — по деревьям шагает, Трещит по

замерзлой воде, И яркое солнце играет В косматой его бороде… Протяжные русские песни были знакомы Некрасову с детства.

Хотя для маленького Коли, сына помещика, детство не было столь безоблачным, как обычно протекает оно у его сверстников из зажиточных слоев общества. Отец Некрасова не разрешал ребенку дружить с ребятишками из простонародья, а у Коли основные приятели были как раз из их числа. Виноватым он себя не чувствовал, напротив, только за воротами усадьбы он имел полноценную возможность познавать мир. Он сам к старости вспомнит: Под наши густые старинные вязы На отдых тянуло усталых людей.

Ребята обступят: начнутся рассказы Про Киев, про турку, про чудных зверей… Способствовала его общению с простыми людьми и его няня, крепостная крестьянка. Наверное, в России тех лет все няни были прекрасными сказочницами, по крайней мере свою он вспоминал с добрым юмором: Однажды няня говорит: «Не бегай ночью — волк сидит За нашей ригой, а в саду Гуляют черти на пруду!» И в ту же ночь пошел я в сад. Не то чтоб я чертям был рад, А так — хотелось видеть их.

Я постоял на берегу. Послушал — черти ни гугу! Я пруд три раза обошел, Но черт не выплыл, не пришел. О характере мальчика повествует его сестра. Она вспоминает, как в десятилетнем возрасте Коля полез за подстреленной уткой в ледяную воду, хотя его собственная собака войти в озеро не решилась.

Это стоило ему горячки, но от охоты не отвадило. Наследственный характер помогал мальчику, так как контрасты между идиллией деревенской природы, грубостями отца и невежественными учителями гимназии были разительными. …Придешь, бывало, в класс И знаешь: сечь начнут сейчас… В итоге Некрасов научился создавать свои литературно-народные песни. Такие, как «Солдатская песня», «Песня убогого странника», «Русь», «Зеленый шум» и многие другие.

Создавая эти песни, он мечтал, что придет время, когда: Уступит свету мрак упрямый, Услышишь песенку свою Над Волгой, над Окой, над Камой… Но поэт не был бы патриотом и одним из создателей «Современника» — журнала, постоянно критикующего правительство и царский режим, если бы и в песнях не высказывал революционные для того времени идеи. Например, «Песню убогого странника» Некрасов написал в то самое время, когда Александр Второй объявил, что он освобождает крестьян от помещичьей власти.

Я в деревню: мужик! ты тепло ли живешь? Холодно, странничек, холодно, Холодно, родименький, холодно! Я в другую: мужик! хорошо ли ешь, пьешь? Голодно, странничек, голодно, Голодно, родименький, голодно! Во многих стихах поэт открыто призывал крестьян к бунту и заранее приветствовал революцию: Рать подымается — Неисчислимая!

Сила в ней скажется Несокрушимая! Поэт обеспечил свое бессмертие. Но мы нынче больше знаем и любим его не как политика, а как певца и рассказчика. Коробейники, Мороз — красный нос, дед Мазай, зеленый шум, который «идет-гудет», русская женщина, способная остановить на скаку коня и войти в горящую избу, — эти образы, эти фразы, ставшие поговорками, и есть истинное наследие великого поэта.

Достаточно, к примеру, взять немудрящее стихотворение «Соловьи», но как много оно вместило: и описание крестьянской семьи, и призыв беречь птиц, и курскую природу, и горечь от податей и рекрутчины… Смотрите, как великолепно сложен неторопливый рассказ крестьянки. Она качает малыша и бает старшим: …А в роще, милые мои, Под разговор и смех народа Поют и свищут соловьи Звончей и слаще хоровода! И хорошо и любо всем…

Да только — — Чуть-чуть соловушки совсем Не разлюбили рощу нашу… Сюжет напряжен, крестьяне собирают совет и приходят к решению: На той поляне, в роще той Сетей, силков вовек не ставить… Казалось бы, развязка конфликта? — И понемногу соловьи Опять привыкли к роще нашей.

И нынче, милые мои, Им места нет любей и краше! Ан нет. Кульминация не в проблеме с птицами, которую легко решить народным согласием. Проблема глубже, в самой жизни, которую на сходке не решишь: А есть ли, мама, для людей Такие рошицы не свете? Нет таких мест.

И при Некрасове не было, и сейчас нет. Потому что,, если б были такие места, «Все на руках своих детей туда бы отнесли…»! Настоящий талант не зависит от времени.

Абсолютно верно предсказал Чернышевский: «Его слава будет бессмертна… вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Народность поэзии Н. А. Некрасова