Сильвио — романтический герой?

Урок является заключительным по повести А. С. Пушкина «Выстрел». При его подготовке использовались пособие «История русской литературы XIX века. 1800-1830-е годы / Под ред.

В. Н. Аношкиной, С. М. Петрова»; учебник А. Г. Кутузова, Л. В. Колосса «Как войти в мир литературы. 7 класс»

I. Вступление

На предыдущих уроках литературы мы рассматривали способы создания образа Сильвио в повести А. С. Пушкина «Выстрел». Перечислим их.

и графа.)

Рассуждали мы и о том, что Сильвио подходит под определение «романтический герой».

Вспомним, какими качествами должен обладать литературный герой, чтобы называться романтическим?

— Казалось бы, эти качества мы в полной мере встречаем у Сильвио. Но так ли уж загадочен Сильвио? Так ли уж романтична и благородна дуэль между ним и графом?

Давайте попробуем разобраться.

II. Беседа

В повести несколько рассказчиков; перечислим их :

1) повествователь ;

2) Сильвио;

3) граф;

4) Белкин;

5) Пушкин.

— Какую же цель преследовал Пушкин, создавая такую галерею рассказчиков?

Рассмотрим пересечение точек зрения в повести. Сначала обратимся к образу повествователя.

Что он за человек? Каким воображением обладает?

— Что повлияло на формирование «романтиче­ского» воображения молодого офицера?

Докажите текстом, что наш повествователь — любитель книг.

Можно предположить, что большинство книг, прочитанных офицером, были романтического содержания. Вспомним, ведь не случайно Пушкин пишет «Повести Белкина» как некую пародию на современную ему литературу.

И вот этому мечтательному, романтически настроенному молодому офицеру встречается Сильвио.

— Каким видится ему Сильвио? Почему? В чем загадка?

— А сам Сильвио? Как он себя оценивает в начале своего рассказа? Какими словами он характеризует свое поведение?

— Каким же человеком считает себя Сильвио? И так ли это на самом деле? Прав ли он?

Итак, Сильвио Хочет быть исключительным, и именно таким человеком и воспринимает его рассказчик. Но, может быть, графу Сильвио кажется вполне обычным? Обратимся ко второй части повести.

— Каким предстает Сильвио перед графом? Прочитайте отрывок и прокомментируйте его. Найдите в тексте детали, по которым видно, что Сильвио наводит ужас на графа.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что граф тоже романтически возвышает Сильвио.

— Как эти герои относятся к дуэли? Что для них дуэль?

Обратите внимание: ни офицер-рассказчик, ни граф не сомневаются в праве Сильвио на дуэль. А ведь не честь, а свое болезненное честолюбие пытается защитить Сильвио.

Но в повести есть человек, который не разделяет поэтической точки зрения на дуэль. Это Иван Петрович Белкин. Он якобы записал рассказ подполковника И. Л. П., а от себя предпослал этому рассказу эпиграфы.

Прочитаем их и попробуем объяснить: почему здесь два эпиграфа и какую идею они призваны отразить.

Первый эпиграф принадлежит перу поэта Е. А. Баратынского.

— Вспомните, что свойственно лирике, лирическим произведениям?

— Какую линию отражает этот эпиграф?

Второй эпиграф взят из эпического произведения Бестужева-Марлинского.

— На чем сосредоточено внимание в эпических произведениях?

— Какие слова в эпиграфе будут ключевыми?

— Это романтично? Что же такое дуэль с точки зрения второго эпиграфа, а следовательно, и с точки зрения Белкина?

Итак, два эпиграфа — две разные оценки дуэли, два разных взгляда на Сильвио.

— А что же Пушкин? Как он оценивает своего героя? Можно ли говорить о прямой авторской позиции в повести?

И все-таки Пушкин дает нам подсказку. И эта подсказка — в композиции повести.

— Что называется композицией? В чем особенность композиции повести «Выстрел»?

— Как называется прием сознательного нарушения хронологической последовательности событий? С какой целью Пушкин использует инверсию в построении сюжета?

III. Обобщение

— Так что же, является Сильвио романтическим героем?

Ф. М. Достоевский был убежден: «Человек есть тайна». И действительно, человек по бесконечности своих возможностей — тайна не только для других, но и для самого себя. Сильвио, загнавший себя в ловушку собственных честолюбивых устремлений, все-таки оказался сложнее литературных традиций.

Именно это и утверждает Пушкин в «Повестях Белкина».

Обратите внимание: в конце темы нашего урока стоит не точка, а вопросительный знак — как приглашение к раздумьям. В литературе не бывает однозначных ответов, оценок.

В конце урока надо напомнить, что сам Пушкин высоко ценил в людях обостренное чув­ство собственного достоинства, но только если оно совместимо с вниманием к другим людям и уважением к ним.

IV. Домашнее задание

1. Сочинение-рассуждение «Что победило в душе Сильвио в конце повести?».

2. Творческое задание из учебника: сопоставьте повести «Выстрел» и «Метель»; подумайте, что общего в них .

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Сильвио — романтический герой?