Сильвио — романтический герой?
Урок является заключительным по повести А. С. Пушкина «Выстрел». При его подготовке использовались пособие «История русской литературы XIX века. 1800-1830-е годы / Под ред.
В. Н. Аношкиной, С. М. Петрова»; учебник А. Г. Кутузова, Л. В. Колосса «Как войти в мир литературы. 7 класс»
I. Вступление
На предыдущих уроках литературы мы рассматривали способы создания образа Сильвио в повести А. С. Пушкина «Выстрел». Перечислим их.
и графа.)
Рассуждали мы и о том, что Сильвио подходит под определение «романтический герой».
—
— Казалось бы, эти качества мы в полной мере встречаем у Сильвио. Но так ли уж загадочен Сильвио? Так ли уж романтична и благородна дуэль между ним и графом?
Давайте попробуем разобраться.
II. Беседа
В повести несколько рассказчиков; перечислим их :
1) повествователь ;
2) Сильвио;
3) граф;
4) Белкин;
5) Пушкин.
— Какую же цель преследовал Пушкин, создавая такую галерею рассказчиков?
Рассмотрим пересечение точек зрения в повести. Сначала обратимся к образу повествователя.
—
— Что повлияло на формирование «романтического» воображения молодого офицера?
Докажите текстом, что наш повествователь — любитель книг.
Можно предположить, что большинство книг, прочитанных офицером, были романтического содержания. Вспомним, ведь не случайно Пушкин пишет «Повести Белкина» как некую пародию на современную ему литературу.
И вот этому мечтательному, романтически настроенному молодому офицеру встречается Сильвио.
— Каким видится ему Сильвио? Почему? В чем загадка?
— А сам Сильвио? Как он себя оценивает в начале своего рассказа? Какими словами он характеризует свое поведение?
— Каким же человеком считает себя Сильвио? И так ли это на самом деле? Прав ли он?
Итак, Сильвио Хочет быть исключительным, и именно таким человеком и воспринимает его рассказчик. Но, может быть, графу Сильвио кажется вполне обычным? Обратимся ко второй части повести.
— Каким предстает Сильвио перед графом? Прочитайте отрывок и прокомментируйте его. Найдите в тексте детали, по которым видно, что Сильвио наводит ужас на графа.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что граф тоже романтически возвышает Сильвио.
— Как эти герои относятся к дуэли? Что для них дуэль?
Обратите внимание: ни офицер-рассказчик, ни граф не сомневаются в праве Сильвио на дуэль. А ведь не честь, а свое болезненное честолюбие пытается защитить Сильвио.
Но в повести есть человек, который не разделяет поэтической точки зрения на дуэль. Это Иван Петрович Белкин. Он якобы записал рассказ подполковника И. Л. П., а от себя предпослал этому рассказу эпиграфы.
Прочитаем их и попробуем объяснить: почему здесь два эпиграфа и какую идею они призваны отразить.
Первый эпиграф принадлежит перу поэта Е. А. Баратынского.
— Вспомните, что свойственно лирике, лирическим произведениям?
— Какую линию отражает этот эпиграф?
Второй эпиграф взят из эпического произведения Бестужева-Марлинского.
— На чем сосредоточено внимание в эпических произведениях?
— Какие слова в эпиграфе будут ключевыми?
— Это романтично? Что же такое дуэль с точки зрения второго эпиграфа, а следовательно, и с точки зрения Белкина?
Итак, два эпиграфа — две разные оценки дуэли, два разных взгляда на Сильвио.
— А что же Пушкин? Как он оценивает своего героя? Можно ли говорить о прямой авторской позиции в повести?
И все-таки Пушкин дает нам подсказку. И эта подсказка — в композиции повести.
— Что называется композицией? В чем особенность композиции повести «Выстрел»?
— Как называется прием сознательного нарушения хронологической последовательности событий? С какой целью Пушкин использует инверсию в построении сюжета?
III. Обобщение
— Так что же, является Сильвио романтическим героем?
Ф. М. Достоевский был убежден: «Человек есть тайна». И действительно, человек по бесконечности своих возможностей — тайна не только для других, но и для самого себя. Сильвио, загнавший себя в ловушку собственных честолюбивых устремлений, все-таки оказался сложнее литературных традиций.
Именно это и утверждает Пушкин в «Повестях Белкина».
Обратите внимание: в конце темы нашего урока стоит не точка, а вопросительный знак — как приглашение к раздумьям. В литературе не бывает однозначных ответов, оценок.
В конце урока надо напомнить, что сам Пушкин высоко ценил в людях обостренное чувство собственного достоинства, но только если оно совместимо с вниманием к другим людям и уважением к ним.
IV. Домашнее задание
1. Сочинение-рассуждение «Что победило в душе Сильвио в конце повести?».
2. Творческое задание из учебника: сопоставьте повести «Выстрел» и «Метель»; подумайте, что общего в них .