Мои размышления над строками И. Северянина
Еще в 1905 году А. Блок в стихотворении «Балаганчик» поведал о драме непонятого художника. Мальчик и девочка смотрели, как смешно дергается паяц, как развертывается немое уморительное действо. Неожиданно паяц перегнулся через рампу и закричал: «Помогите!» Он обливался кровью: «Заплакали девочка и мальчик, и закрылся веселый балаганчик». Я думаю, что судьба И. Северянина в России и эмиграции повторяет жизнь блоковского паяца.
Поймем ли мы теперь, что его трагедия была настоящей? Угадаем ли мы за маской эгофутуриста, мечтателя страдающее
С 1918 года Северянин «играл роль» «веселого дачника», так как автоматически оказался в числе эмигрантов. «Ирония — вот мой удел», — заявил тогда поэт. Избранный Королем поэтов на состязании с Маяковским в Политехническом музее в 1918 году, он продолжал активно работать и в эмиграции. В 1920-1930-ые годы Северянин издает очень много. Одно только перечисление его сборников впечатляет: «Менестрель», «Мирэлия», «Соловей», «Трагедия
Прибавьте к этому еще романы в стихах: «Падучая стремнина», «Рояль Лесендра» и так далее. И. Северянин известен как поэт, эпатирующий публику. Тем самым он стремился сгладить противоречия своей эпохи, противоречия человеческой души. В декабре 1917 года Северянин писал: И в зле добро, и в добром злоба, Но нет ни добрых, нет ни злых, И правы все, и правы оба, — Их правоту поет мой стих.
И нет ни шведа, ни японца. Есть всюду только человек, Который под ненужьем солнца Живет свой жалкий полувек. В «Балладах» поэт пытается осмыслить современность. Он предлагает яркие философские формулы, иногда шокирующие дерзким противостоянием привычному взгляду на мир: «Жизнь человека одного — Дороже и прекрасней мира…» Страну, погрязшую в крови, Северянин рисовал с присущей модернизму экспрессией: Все, все в крови: вода, луна, Трава, лампасы генерала. В крови зеленая весна.
Весь земной шар в представлении поэта беззащитен и хрупок, почти как надувной шарик: Людскою кровью он набух, — Вот-вот не выдержит и лопнет… Никто не ахнет и не охнет, И смерть у всех захватит дух. С особой горечью поэт скорбит о судьбе своего народа, втянутого в мировой водоворот. Отмеченные «вселенством душ», соотечественники Северянина все же не могут избежать роковой участи: Мы не хотим пролития крови, Но жаждет крови земной шар!
Среди стихов Северянина 1917 года есть немало, написанных «на злобу дня». Они отличаются яркой публицистичностью, тревогой за человека, на которого время обрушивается неимоверной тяжестью. Даже самый нравственный человек бессилен остановить эту жестокую лавину, и даже гений в потоке времени оказывается в фокусе трагической иронии: О как ничтожен человек.
Хотя бы даже гениальный, Пред мыслью глубоко печальной О мертвой жизни всех кален! Современность Северянин рассматривал как время огромного мужества. Он считал свою эпоху удивительной не только безобразиями и отчаянием, но и взлетами духа, созданием прекрасного, взлета интереса к искусству.
Такое противоречие настаивало поэта на иронический лад. В «Поэзе последней надежды» ирония усиливает патетическое звучание этого произведения: Не странны ли поэзовечера, Бессмертного нашества карнавалы В стране, где «завтра» хуже, чем «вчера», Которой, может быть, не быть пора, В стране, где за обвалами — обвалы? Лишь лица увлеченных поэзией современников внушают надежду: красота спасет.
В финале сохраняется эта авторская уверенность: Какой шампанский, искристый экстаз! О, сколько в лицах вдохновенной дрожи! Вы, тысячи воспаленных глаз, — Глаза крылатой русской молодежи! Но красота обманчива.
Стоит изменить освещение, и она превращается в безобразие. Цветные стекла, через которые хочется глядеть на мир, искажают его до неузнаваемости: Так создан белый свет, Что только в белом освещеньи Лицо приводит в восхищенье… Но все меньше и меньше белого света оставалось в жизни поэта.
Жизнь грубела. Приходил новый век, жестокий, сухой, рациональный. Люди жили без стихов и не чувствовали их необходимости. Игорь Северянин умер 22 декабря 1941 года. Творчество его осталось неизученным в Советской России.
Только теперь мы понемногу открываем для себя его произведения…