Особенности жанра одного из произве-дений русской литературы XX века
Поэма «Анна Снегина» написана в стихотворной форме, но ее особенностью является слияние эпического и лирического жанров в единое нераздельное целое. В поэме нет сквозного действия, нет последовательного рассказа о событиях. Они даны отдельными эпизодами, автора интересуют его собственные впечатления и переживания от столкновения с этими событиями. Лирический герой поэмы выступает и как рассказчик, и как герой произведения, и как участник событий предреволюционного и революционного времени.
Поэма начинается и заканчивается лирическим
Но герой хочет остаться в стороне от них, отдохнуть в общении с природой, вспомнить юность. Однако события сами врываются в его жизнь. Он только что пришел с войны, бросил винтовку и «решил лишь в стихах воевать». Война мне всю душу изъела. За чей-то чужой интерес Стрелял я в мне близкое тело
Февраль 1917 года всколыхнул деревню. Былая вражда между жителями села Радово и деревни Криуши вспыхнула с новой силой. Приехавший из Питера бывший односельчанин, герой поэмы, встречен ими и с радостью, и с любопытством.
Он теперь «важная шишка», столичный поэт, но все же «свойский, мужицкий, наш». От него ждут ответа на самые жгучие вопросы: «Скажи, отойдут ли крестьянам без выкупа пашни господ?», «За что же тогда на фронте мы губили себя и других?..» Но эти вопросы и для самого поэта еще недостаточно ясны. Другие впечатления волнуют этот романтический образ до боли знакомой и родной природы и не менее романтический образ — память о «девушке в белой накидке». Юношеская любовь была безответной, но воспоминания о ней — легкие, радостные. Любовь, молодость, природа, родина — все это для поэта слилось в единое целое.
Это все в прошлом, а прошлое прекрасно и поэтично. От своего друга, старого мельника, герой узнает, что Анна, дочь соседней помещицы Снегиной, помнит его. Герой поэмы не ищет с ней встречи. Все изменилось, изменились они сами.
Ему не хочется тревожить тот легкий поэтический образ, который остался от ранних юношеских впечатлений. Да, теперь Анна Снегина — важная дама, жена боевого офицера. Она сама находит поэта и почти прямо говорит, что любит его.
Но прошлый образ юной девушки в белом ему милее, он не хочет менять его на случайную любовную интригу, в которой нет поэзии. Жизнь еще теснее сближает поэта с местными крестьянами. Он идет с ними к помещице Снегиной просить, чтобы она отдала им землю без выкупа.
Но в доме Онегиных горе — пришло известие о том, что на фронте погиб муж Анны. Конфликт между поэтом и Анной кончается разрывом. «Он умер… А вот вы здесь», — упрекает она героя своего недолгого романа. События октябрьских дней снова сталкивают рассказчика с. Анной. Имущество помещицы Снегиной конфисковано, мельник привез помещиц к себе.
Последняя встреча не сблизила бывших влюбленных. Анна полна личными, интимными переживаниями, а герой охвачен бурей гражданских событий. Она просит извинить ее за невольные оскорбления, а он думает о переделе помещичьих земель: «Скажите, вам больно, Анна, за ваш хуторской разор?» Так жизнь переплела, перепутала личное и общественное, разъединила этих людей навсегда.
Герой умчался в Питер, Анна — в Лондон. Последняя часть поэмы содержит описание суровых времен гражданской войны. И на этом фоне два письма. Одно — от мельника с сообщением о том, что в Криушах расстрелян их вожак. Другое — из Лондона, от Анны Снегиной.
Его вручает герою мельник во время очередного его приезда на родину. Что же осталось от прежних — впечатлений и переживаний? Все проходит, все прошло… И для тоскующей на чужбине Анны теперь воспоминания о прежней лю#ви сливаются с воспоминаниями о Родине.
Любовь, Родина, природа — вот истинные ценности, способные согреть и возвысить душу человека.