Геласимов. Рецензия на «степных богов»

Рецензия на книгу Андрея Валерьевича Геласимова «Степные боги» Андрей Геласимов, автор книги, знаменитый современный писатель, автор романов «Год обмана», «Рахиль» и повести «Жажда». В своем новом романе он описывает времена войны. Тема этого произведения — отношения детей во время войны.

Тема затрагивается достаточно часто различными писателями, например Чингиз Айтматов в повести «Ранние журавли». Она имеет много вариантов раскрытия, поэтому интересна уже сама по себе. Дело происходит в деревне Разгуляевка.

Пленные японцы проживают в шахтах недалеко от деревни. В одной из шахт без видимых причин умирает много народу.

Японский врач Хиротаро наблюдает мутацию степных трав. Он один знает тайну рудника. Это первая линия.

Вторая линия касается мальчика Петьки Чижова, его друга Валерки, врага Леньки, его друзей и их взаимоотношений. Валерка заболевает той же болезнью, что и военнопленные на шахте. И тут-то Хиротаро призывает великих Степных богов. Сюжет очень захватывающий. Книга читается очень легко и с интересом.

Потрясающее развитие сюжета, и кульминационный момент прочитывается за один вздох. Возникает несколько

ассоциаций с различными произведениями. Во-первых, это, конечно — же «Ранние журавли» Айтматова.

Пересекается тема, потом затронута волчья тема, тема борьбы волка и человека. Отличие здесь заключается в том, что у Айтматова человек с оружием, а волк один, и исход схватки ясен, но не написан, а у Геласимова волков много, а люди без оружия. Казалось бы, волки уже победили, но повествование продолжается и исход схватки — в пользу людей.

Также волчья тема, тема отношений человека и природы дает повод ассоциации с произведением Джека Лондона «Белый клык» Множество произведений связано с отношениями человека и природы, я назову лишь некоторые. Это Тургенев «Бежин луг», это «Степь» Чехова, а также многое другое. Мне очень понравилась проблематика и идея книги, которые, как мне показалось, заключаются в том, что в ненормальных условиях жизни, без родителей, воспитания, обучения, есть люди, с широкой душой и добрым сердцем. Да, они не культурные, не знающие, но в этом виновата среда их произрастания, эти люди хотят узнать новое, хотят стать другими…Мне кажется, именно таких людей называют личностью. Заглавие дано очень четко, без лишних слов, неожиданно что речь пойдет об отношениях, но в конце я пришла к выводу, что другое название дать было нельзя.

Степные боги приклеилось к книге навсегда и очень крепко. Характеры главных героев очень сильно отличаются. Петька очень вспыльчив. Ради друга готов пойти на все, что следует из того, что мальчик побежал за японцем, которого могли не отпустить из лагеря, да вообще за полузнакомым человеком, взрослым, военнопленным, который мог его побить.

Петька чувствует кому можно доверять, а кому нет. Мальчик ради справедливости готов умереть. Он хочет умереть на войне, другого варианта своей смерти он и не предполагает, значит он хочет защищать родину, умереть геройской смертью. Несмотря на все ребячество он мальчик умный, не ищет Гитлера по оврагам, и удача сама находит его. Петька добрый мальчик, что доказывает его дружба с Валеркой.

Хиротаро удивлен бойкостью мальчика, он не знает ни одного японца, да что там японца, ни одного человека, который бы так самоотверженно бросился на помощь другу. Для чего все годы обучения, для чего была вся его жизнь, если сейчас перед ним стоит обычный русский мальчик и учит молиться с бурятским зеркалом. Хиротаро очень образованный врач. Он спокойно терпит все обиды, все побои, которые ему наносит охрана военнопленных.

Он честный врач, с открытой душой, лечит всех, и японцев и русских. Он остался с ранеными в плену, хотя во время обмена пленными ему предлагали уехать к себе на родину. Как истинный врач, Хиротаро ведет дневник для своих родных в Нагасаки. Пишет из мира смерти в мир живых, но на самом деле наоборот. И вот они, мальчик из обычной русской семьи и образованный японец, оба открытые и честные помогают Петькиному другу.

Они оба мне очень понравились, автор, мне кажется, выбрал хорошие типажи для раскрытия идеи. У Геласимова есть свой особый стиль, в котором за внешней простотой скрывается глубокий подтекст. Мысль — точка, мысль — точка. Ровный стиль Геласимова похож на рамку для мыслей.

Дан сюжет, канва, а читателю предлагается подумать над ним. Мне очень нравится такой стиль, т. к. это возможность открыть глубже свой внутренний мир.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Геласимов. Рецензия на «степных богов»