Человек и природа в лирике А. А. Фета
Своеобразие лирики А. А. Фета. Поэт развивает романтическую традицию, в рамках которой возвышает эстетический идеал, а его любимыми темами становится изображение любви, дружбы, природы. Лирика А. А. Фета глубоко интуитивна, она не стремится к рассудочности, поэта влечет мир переживаний и ощущений.
Это стремление к чувственным и эмоциональным проникновениям в тайны бытия не может быть длительным процессом. Лишь мгновение прозрения, вспышка дана человеку, чем и объясняется небольшой объем произведений поэта. Всем стихотворениям А. А. Фета
Образ природы в поэзии А. А. Фета. Лирика А. А. Фета представляет одухотворенный образ природы. Это живое существо, со своим неповторимым миром.
Оно наделено собственной, глубокой и таинственной жизнью, а человек лишь на высшей ступени своего духовного подъема может приобщиться к этой жизни. В природе сокрыта тайна знания, и человек, если только будет внимательным и чутким, сможет приоткрыть истину:
Учись у них — у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. «Учись у них — у дуба, у березы…»
Поэт наполняет
Все злей метель и с каждою минутойСердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый;Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровенийПереболит скорбящая душа. «Учись у них — у дуба, у березы…»
Поэта привлекают еле уловимые состояния природы, когда сложно определить размытые границы сущего, день еще не ушел, ночь еще не наступила:
На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном, — Но зарница уж теплится яркоГолубым и зеленым огнем. «Вечер»
Средства художественной выразительности в стихотворениях А. А. Фета о природе. Поразительная острота чувства движения в мире природы передается поэтом разными художественными средствами. Наиболее показательным можно считать стихотворение А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» . Отсутствие глаголов в тексте поэтического произведения не приводит, как можно было бы предположить, к изображению статичного состояния пейзажа.
Динамика ночной жизни мира природы и переживания влюбленных и составляет основу стихотворения. Движение ночного мира природы создается постоянной сменой представляемых событий:
Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханьеСонного ручья.
Действие развивается одновременно в отношениях людей и в природе. Автор использует прием параллелизма, на котором и строится все стихотворение. Именно параллелизм в представлении человека и природы позволяют поэту раскрыть полутона внутреннего мира влюбленного. Два начала проникают друг в друга, дополняют, смешиваются.
В стихотворении черты природы переходят на человека, а изображаемая картина природы получает психологическую трактовку. Очень осторожно, размытыми штрихами поэт устанавливает внутреннее родство между гармоничным миром природы и человеком.
Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных измененийМилого лица.
Поэт как бы фиксирует мгновения, а недосказанность позволяет читательской фантазии восполнить пропущенные автором части картины.
В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..
Внутренняя динамика изображаемого создается не только сменой картин, но и течением времени, которое А. А. Фет вводит в повествование через изменения теней, света и появлением в конце повествования лучей солнца, предвосхищающих Утро. Эмоциональный всплеск в финальной строке стихотворения окончательно соединяет мир природы и человека, т. к. заря воспринимается как начало жизни всего сущего и начало чувства. Летняя ночь, наполненная лирическими событиями, предстает как прелюдия счастья и гармонии.
Мир природы становится в поэзии А. А. Фета объектом познания: «Там, где обыкновенный глаз не подозревает красоты, Художник видит ее, отвлекает от всех остальных качеств предметов, кладет на нее чисто человеческое клеймо и выставляет на всеобщее уразумение». Поэт выходит за границы предметного значения слова, лишает ясности «бесподобно-певучие строчки» и через запахи, звуки, краски постигает тайну бытия, создавая у читателя иллюзию подлинности происходящего.