Анализ стихотворения «Письмо матери» С. А. Есенина
Сергей Александрович Есенин… Что-то чистое, ясное, русское слышится в его имени. Простой парень с голубыми глазами и пшенично-русыми волосами посреди березовой рощи — именно таким я представляю себе великого русского поэта при чтении его произведений.
И стихи его простые и милые, каков сам; тихая, нежная любовь к родным просторам читается в каждой строфе, в каждой строке, согревает душу читателю, никого не оставляет равнодушным. Да и может ли быть иначе, если любовь эта идет от самого сердца, струится как бы из глубины России… Таковы,
Когда я впервые прочитала его, я была потрясена мастерством автора, той простотой, с которой он мог выразить свои чувства, огромной силой его любви к самому близкому и дорогому человеку на свете:
Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкойТот вечерний несказанный свет.
Из самого потаенного уголка сердца поэта вырываются эти слова, обращенные к той, что дала ему жизнь, к матери. Это как бы сама собою изливающаяся нежность. Все слилось в этих заветных
Перед нами предстает образ матери — дорогого до слез человека. Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение — все это обобщено в образе матери. Много волнений приносит сын, но все прощает материнское сердце.
В стихотворении чувствуется вина сына перед матерью за долгое отсутствие, за легкомысленный образ жизни, за время, проводимое в кабаках… А сколько боли и душевного надрыва слышится в словах:
Будто кто-то мне в кабацкой дракеСаданул под сердце финский нож.
Сын пытается успокоить тревогу и грусть своей матери, говоря, что остался таким, каким она знала его:
Я по-прежнему такой же нежныйИ мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежнойВоротиться в низенький наш Дом.
Развитие лирической темы связано с образом возвращения. В жизни, ставшей «тягостной бредью», поэт надеется на возрождение. «Тоске мятежной» противопоставлен спокойный и прочный «низенький дом», цветущий «белый сад», весна, рассвет. Все это типично есенинские символы.
Кажется, что можно отбросить нынешнее и вернуть старое. Но тут же вносится маленькая поправка, которая показывает, что все изменилось:
Только ты меня уж на рассветеНе буди, как восемь лет назад.
Из прямого смысла глагола «не буди» вырастает переносный: «Не буди того, что отмечталось…» Жизнь прошла. Много юных, свежих сил было растрачено попусту, бесцельно. Сколько планов и надежд осталось неосуществленными, сколько разочарований и ударов судьбы выпало на долю поэта:
…Не волнуй того, что не сбылось, — Слишком раннюю утрату и усталостьИспытать мне в жизни привелось.
«…К старому возврата больше нет», — звучит резкий и категоричный вывод поэта. Но как бы там ни было, любовь к матери осталась в сердце Есенина, пережив рухнувшие Веру и Надежду. Мать для Есенина — единственный человек, которому он может доверить свои самые сокровенные мысли и чувства:
Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.
«Несказанный свет» — это свет любви поэта к матери, образ которой сливается с образом Родины.
Как же Есенину удалось создать такое «живое» стихотворение, которое современные исследователи его творчества ставят рядом с пушкинским «Няне»? По словам Сергея Есенина, для поэта живой разговорный язык очень важен. Именно из разговорного языка поэт черпает новые интонации, сочные и яркие эпитеты и метафоры. «Письмо матери» написано повествовательным стихом со всеми характерными для письма стилистическими особенностями. Рифма Есенина становится проще и естественной.
Огромное влияние на восприятие стихотворения читателем оказывает кольцевое оформление. Последнее четверостишие повторяет вторую строфу с небольшими изменениями, подчеркивая настроение лирического героя претерпевшего крушение надежд, утраты, душевную усталость. Это придает стихотворению особую эмоциональность.
Светлый образ матери проходит через все творчество Есенина. Любовь к родному крову, к близким, к родным и любимым людям — вот, без сомнения, самая исповедальная тема есенинской лирики. Любовь, несущая свет и надежду, умножающая силы, открывающая неоглядные просторы.
Силу произведений поэта невозможно передать словами — ее можно только чувствовать. И если любовь к Родине начинается с любви к матери, то возможно ли после прочтения «Письма матери» сомневаться в самозабвенной любви Есенина к России? И возможно ли не восторгаться этим прекрасным стихотворением, к которому с полным правом можно отнести слова А. Серафимовича: «Такой чудовищной способности изображения тончайших переживаний, самых нежнейших — ни у кого у современников…»