Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме В. В. Маяковского «Во весь голос»
В 1929 году Маяковский задумал поэму о первой советской пятилетке. Но он не успел осуществить этот замысел. Написано было лишь вступление к поэме «Во весь голос».
Созданное в декабре 1929- январе 1930 года, оно было приурочено к выставке произведений Маяковского, посвященной двадцатилетию его творческого пути. Прочтя на открытии выставки вступление к поэме, Маяковский сказал, что оно «целиком отражает то, что я делаю и для чего работаю». Являясь, таким образом, отчетом о творческом пути поэта, «Во весь голос» относится к числу тех
Именно благодаря вступлению поэта в полемику со своим «отъявленным и давним» противником — «чистым», «аполитичным» искусством — нам становится более ясна позиция автора по отношению к творчеству и его представителям в целом. О том, каким поэта сделала эпоха, в которой он писал, говорят следующие строки: Я, ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный. Поэт «ухо словом не привык ласкать», потому что его назначение — отражать настоящую жизнь, не приукрашивая ее,
Он — «агитатор», «горлан-главарь», вызывающий «чахоткины плевки шершавым языком плаката». Он — воин, который развернул «страниц войска», направив их «до самого последнего листка» против врагов рабочего класса. Такая поэзия, по мысли Маяковского, несомненно полезнее, она служит стране поддержкой в трудные для нее времена.
И, конечно же, она далеко стоит от «поэзии — бабы капризной», содержание которой замыкается только на примитивном отражении окружающего мира: Засадила садик мило, дочка, дачка, водь и гладь — сама садик я садила, сама буду поливать. Поэт бросает камень в огород конкретных «творцов», пытавшихся писать в стиле «чистого» искусства, — Митрейкина и Кудрейко: Кто стихами льет из лейки, Кто крошит, набравши в рот — Кудреватые Митрейки, мудреватые Кудрейки, Кто их к черту разберет! А также он подчеркивает бессмыслицу, бессодержательность стихотворения «Цыганский вальс на гитаре», известного тогда поэта Сельвицкого высмеивая строчку из него «Тара — тина, тара — тина, т-эн-н»… Такое творчество противно Маяковскому.
Для него поэт — трудяга, который свои произведения противопоставляет мертвым «лирическим томикам», потому что его творчество «живое» и предназначено для «живых». Итак, вступление к поэме «Во весь голос» дает нам четкое представление о назначении поэта и его творчества. По мысли автора, поэт — это не «песенно-есененный провитязь» и стихи его не похожи на стрелы «в амурно-мировой охоте».
Настоящему художнику чуждо «искусство ради искусства», для него поэзия — колоссальный труд, в процессе которого выплавляются «железки строк», «готовые и к смерти и к бессмертной славе». В данном произведении четко прослеживается еще один мотив, важный для понимания эстетических воззрений поэта. Это мотив памятника себе и своему творчеству, затронутый еще Пушкиным. У Маяковского очень своеобразное представление о дальнейшем существовании своей лирики и прозы во времени и пространстве.
Он пишет так: Мне наплевать на бронзы многопудье, Мне наплевать на мраморную слизь. …пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм. Поэт этими строками подчеркивает свою неотделимость от общего дела, от судеб народа и будущего страны, он считает себя сопричастником совершающегося построения нового общества, в котором, он верит, заключается счастье Родины. Творчество же он называет «партийными книжками», которые он поднимает «как большевистский партбилет… над бездной поэтических рвачей и выжиг». Тем самым поэт еще раз подчеркивает желание называться поэтом, рожденным коммунизмом, а также утверждает служение этому строю незыблемой основой своей поэзии.
Таким образом, позиция Маяковского по отношению к поэту и поэзии становится предельно ясной после прочтения вступления к поэме «Во весь голос». Он утверждает необходимость служить людям своим творчеством, защищать их интересы и бороться против тех, кто является врагом той жизни, которую поэт в своих произведениях прославляет.