Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “Сон”

Произведения, созданные М. Ю. Лермонтовым за тридцать лет его творчества, включают в себя не только прославление бородинской победы и любовь к отчизне; в них он говорит о свободе, о судьбе поколений, о назначении поэта, о бессмысленных кровопролитиях, поисках истины. А между этими стихами мелькают острые эпиграммы, стихотворные шутки, добрые стихи о любви, и рассказы о самой заветной мечте – о преодолении одиночества. Это стихотворение написано в трудный для поэта период: дуэль, вторая ссылка на Кавказ.

После некоторого срока прохождения

воинской службы, Лермонтов был оставлен военным врачом в Пятигорске для лечения. И вот когда дни поэта были уже сочтены, когда его терзали роковые предчувствия, и он как будто предвидел приближающую к нему смерть, он пишет несколько последних стихотворений. Таким, например, было и произведение “Сон”. Оно не описывает биографических событий из жизни Лермонтова, а рассказывает о его настроениях на языке поэтических образов. Это как будто взгляд автора в свою собственную судьбу.

Но с уверенностью можно сказать, что основной идеей произведения стала главная мечта автора – обретение душевной гармонии и истинной

любви. Стихотворение “Сон” можно разделить на две части. В первой части мы видим пейзажное изображение юга Дагестана: “В полдневный жар в долине Дагестана С свинцом в груди лежал недвижим я…

Уступы скал теснилися кругом, И солнце жгло их желтые вершины…” Т. е. автор рисует суровый и тягостный пейзаж, выступающий как враждебная, убивающая сила. Каменные скалы окружают умирающего героя подобно тюремным стенам. Вторая часть начинается описанием пира, явившегося герою во сне: “И снился мне сияющий огнями Вечерний пир в родимой стороне. Меж южных жен, увенчанных цветами, Шел разговор веселый обо мне”. Наряду с главным героем стихотворения, находящегося на грани жизни и смерти и погруженного в небытие, во второй части автор изображает его любимую женщину, предчувствующую смерть героя: “Но в разговор веселый не вступая, Сидела там задумчиво одна, И в грустный сон душа ее младая Бог знает чем была погружена…” Стихотворение “Сон” построено довольно сложно.

Оно имеет зеркальную композицию: сначала герой видит во сне героиню, а затем героиня, которую герой видит во сне, видит сон о нем: “И снилась ей долина Дагестана; Знакомый труп лежал в долине той; В его груди, дымясь, чернела рана, И кровь лилась хладеющей струей”. Таким образом, автор показывает нам сюжет произведения два раза – с точки зрения героя и с точки зрения героини. Б. М. Эйхенбаум, исследуя жанровое своеобразие лермонтовского “Сна”, назвал его построение зеркальным: “Сон героя и сон героини – это как бы два зеркала, взаимно отражающие действительные судьбы каждого из них…”.

Лермонтов в своем стихотворении завершает образ идеальной любви, оказавшейся провидческой. Именно эта любовь, которую лишь в смертельном сне, но все-таки успел увидеть главный герой, заставляет по-другому взглянуть на смерть, она уже не представляется для героя такой трагичной. Это стихотворение открывает путь простому прямому слову, точно передающему состояние души, без всяких прикрас и масок.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Сущность процесса воспитания его закономерности и принципы.
Сейчас вы читаете: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “Сон”