Два урока по повести А. А. Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин»
Есть классические произведения, методические подходы к изучению которых имеют давние, порой еще дореволюционные традиции, — тут учителю раздолье: выбирай проторенную дорожку или ищи свою, еще нехоженую. Но порой авторы какой-либо из программ литературного образования предлагают новое для общеобразовательной школы произведение, и тогда учителю волей-неволей приходится проводить свои методические изыскания. Предлагаю вниманию коллег-словесников два урока, посвященных чтению и анализу повести А. А. Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин»
В учебнике-хрестоматии «В мире литературы» это первое произведение, открывающее раздел «Герой эпического произведения», мы же с учениками сначала читаем «Игошу» В. Ф. Одоевского. Этот рассказ с полуреальным-полусказочным заглавным героем, со сложной системой рассказчиков позволяет перекинуть «мостик» от героев фольклора и древнерусской литературы, где персонажи четко разделяются на положительных и отрицательных, к не столь однозначным характерам литературы позднейшего времени. И после беседы, обмена мнениями на уроке, когда эта «размытость», «неясность» характера литературного
И тогда Первый урок чтения и осмысления этой повести начинаю с проверки усвоения литературоведческих понятий, изученных в курсе литературы 5-го, 6-го и начала 7-го класса и собранных в статье учебника «Герой и повествователь». Проверочная работа представляет собой открытый тест, где учитель читает начало предложения, учащиеся дописывают его окончание.
1. Каждое литературное произведение относится к одному из трех родов: …
2. В эпическом произведении всегда есть повествователь, герои и события, то есть…
3. В зависимости от объема, количества героев и событий, а также других особенностей повествования различают такие эпические жанры, как…
4. Тот, кто рассказывает о героях и событиях, выражает к ним свое отношение, изображает обстановку, в которой происходит действие, называется…
5. У каждого героя эпического произведения свой характер, и, чтобы показать читателю характер действующих лиц, автор использует такие способы…
6. Запишите ваш ответ на вопрос.
1-й вариант. «Могут ли в характере одного человека соединиться такие черты, как честность и трусость?» Приведите примеры.
2-й вариант. «Могут ли в характере одного человека соединиться такие черты, как смелость и хвастовство?» Приведите примеры.
После того как листочки с ответами сданы, обсуждаем задания теста, в особенности последнее: «Можем ли мы назвать характер такого человека идеальным? Как будет называться такой характер?» Вновь вспоминаем Игошу — существо с таким неоднозначным характером: совершает разные отрицательные поступки, но при этом искренне недоумевает, почему им недовольны, ведь намерения у него самые добрые. Этот противоречивый сказочный персонаж в свою очередь отражает противоречивость мышления рассказчика — маленького ребенка.
Далее я беру инициативу в свои руки и сообщаю семиклассникам, что большинство героев литературы, знакомство с которыми нам предстоит, обладает такими же сложными и интересными характерами, выражаю надежду на то, что их заинтересует характер заглавного героя повести-были А. А. Бестужева-Марлинского, которую они уже начали читать , и спрашиваю, столкнулись ли они при чтении с какими-нибудь трудностями. Как правило, учащиеся «жалуются», что читать, особенно вначале, было непросто, потому что «много незнакомых слов», «большие предложения», «много описаний, а действия долго нет».
Тогда я напоминаю, что главное, чему им нужно научиться на уроках литературы в 7-м классе, — это истолковывать, давать интерпретацию любого, даже на первый взгляд сложного произведения: «Что важно не упустить при интерпретации произведения? Что должен знать и понимать квалифицированный читатель?» Раздаю карточки, которые содержат своеобразный алгоритм интерпретации, отражающий логику осмысления и истолкования эпического произведения.
Интерпретация эпического произведения
1. Сведения об авторе и времени создания произведения.
2. Название произведения.
3. Эпиграф .
4. Жанр произведения.
5. Образ повествователя, особенности авторского стиля.
6. Композиция.
7. Сюжет.
8. Система образов в произведении.
9. Главный герой.
10. Тема и идея произведения .
Выясняю, все ли литературоведческие термины понятны. И мы начинаем наш путь к осмыслению произведения со слов Л. Н. Толстого, который как-то признался, что, открывая новую книгу, он «всегда думает о ее авторе: что ты за человек, что нового можешь сказать мне о мире, о людях и обо мне самом». Предлагаю познакомиться с автором повести — читаем статью о нем в учебнике-хрестоматии.
После обсуждаем: почему у автора двойная фамилия? Как сложилась его судьба?
Теперь предлагаю вопрос для внимательных читателей: когда написано произведение? Поясняю, что во многом именно временем создания объясняется непривычный стиль повествования: люди в XIX веке жили, передвигались, писали неспешно в отличие от стремительного XXI века. Но, пролетая на самолете, не увидишь того, что видели наши предки, трясясь в дорожном возке.
Желание понять произведение требует медленного чтения.
А первым важным словом, которым открывается любое эпическое произведение, является его название . Именно с заглавия читатель начинает вести скрытый диалог с автором. О чем рассказало вам название произведения, к каким вопросам побудило?
Это тем более интересно, что в своей повести А. А. Бестужев-Марлинский дает жанровый подзаголовок. Какой? В чем смысл этого жанрового уточнения?
Следующая остановка для размышлений — эпиграф. Какой эпиграф выбрал автор к своему произведению? Как он связан с названием?
Как вы его поняли, какую мысль он содержит? и о ком-то, «кто не побоится, огня, воды», чтобы стать «властелином» корабля.) Возможно, и заглавному герою придется пройти «огонь, воду и медные трубы», чтобы выйти победителем — размышляют семиклассники.
Читателю хочется поскорей узнать: что это за герой и с какими трудностями, препятствиями ему суждено будет столкнуться? Но с первых страниц повести перед нами предстает совсем другой образ. Чей?
Предлагаю прочитать первый абзац повести. Беседуем по прочитанному.
— Что удивительного в этом начале произведения?
— Кто все это рассказывает, от чьего лица ведется повествование?
Получается, что не менее важным, чем заглавный герой, является в произведении образ повествователя. Запишите в тетради: Образ повествователя.
Каким же он предстает перед читателями? Перечитайте второй абзац.
— Чем восхищается повествователь? Какие черты русского национального характера он выделяет?
— Прочитайте те фрагменты текста, которые заставили вас улыбнуться. Какой прием использует автор-повествователь? Как его это характеризует?
Перечитайте следующий фрагмент повести: от начала третьего абзаца до слов «…не заводят в старом море юной литературы» .
— Кому передает повествователь право вести нить рассказа? С какой целью повествователь передает слово этим рассказчикам?
Здесь автор затевает с читателем своеобразную литературную игру, ведь он не зря упоминает, что слог щуки «столь же цветист», как будто она «кушала авторов всех пестрых и прочих сказок». На какого писателя намекает повествователь? Это неслучайное упоминание свидетельствует о нешуточной литературной борьбе в 30-х годах XIX века, в которой А. А. Бестужев-Марлинский принимал активное участие, отстаивая свои взгляды на роль изящной словесности.
Через несколько страниц повествователь вновь напоминает о себе. Прочитайте фрагмент текста на с. 202. Знакомо ли вам чувство «разлуки с родным берегом», о котором поведал нам повествователь? Что вас удивило в этом описании?
Какие черты характера повествователя вы могли бы отметить?
Далее повествователь начинает свой заочный спор с читателем. Какую позицию он отстаивает? Читаем продолжение авторского отступления на с. 203-205.
Подведем Итоги нашей Работы На уроке.
— Что вы узнали о повествователе? Чем, по-вашему, важен этот образ в произведении?
— О каких героях и событиях рассказывает нам повествователь?
В качестве Домашнего задания Прошу дочитать до конца повесть А. А. Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин», проследить, как развивается сюжет в этом произведении, подготовить краткий пересказ основных событий. А также подумать, какие поступки совершают герои, как в этих поступках проявляется их характер.
Индивидуальное задание. Подготовить инсценировку кульминационного эпизода.
Тема Второго урока «Кто он, герой приключенческой литературы? » на доске не записана — это интрига урока.
На доске учащиеся увидят такую запись.
Заглавие. Эпиграф. Жанр.
Композиция. Сюжет. Система образов.
Главный герой. Тема и идея.
И первый вопрос к ребятам.
— Что вы видите общего в словах, записанных на доске?
— Восстановите пропущенные понятия.
Назовите имя автора произведения, которое вы читали дома. Что вам известно об этом человеке?
А каким предстал перед вами повествователь?
— В чем состоит главная задача повествователя в художественном произведении?
— Какова же система образов в произведении? Назовите действующих лиц, дайте им краткую характеристику.
— Кто из действующих лиц является главным героем повести? Почему вы так решили?
Вспоминаем, что если автор выносит имя героя в заглавие произведения, очевидно, что этот персонаж вызывает его интерес. Поняв характер заглавного героя, читатель сможет понять и идею этого произведения. Поэтому проблемный вопрос, ответ на который будем искать сегодня на уроке, формулируем так: «Кто он, заглавный герой повести?»
Обращаюсь к учащимся: «Вы знакомы с многообразием способов создания характера героя в произведении. Но очевидно, один из самых главных — это…» Поступки героя отражаются в сюжете произведения.
Привлекаю внимание к иллюстрациям, прикрепленным к доске. На одной из них изображен баркас, на другой — английский корабль.
— Рассмотрите иллюстрации к повести. Что на них изображено? Какое отношение имеют эти изображения к таким элементам сюжета, как завязка и развязка?
Какие же события составляют развитие действия? Восстановим цепочку событий и составим на доске и в тетрадях схему сюжета повести.
1. Расскажите, почему Савелий Никитин был вынужден отправиться в плавание. Пересказ эпизода .
2. Какое первое испытание ждало его и его товарищей в море? Пересказ эпизода. Как проявились их характеры?
3. Каким стало для них следующее испытание? Пересказ эпизода.
4. Предлагаю посмотреть инсценировку кульминационного эпизода повести, подготовленную тремя учащимися, их роли: повествователь, Савелий Никитин, дядя Яков.
Потом с учениками обсуждаем: действительно ли этот эпизод — кульминационный?
Как характеризует героя тот выбор, который он сделал?
1. Спрашиваю: как дальше развивались события? Слушаем пересказ эпизода о схватке на борту английского корабля.
2. Что происходило на борту судна на пути в Архангельск? Пересказ эпизода.
3. Каким стало возвращение Савелия Никитина и его товарищей? Пересказ эпизода.
Прошу учащихся, исходя из особенностей развития сюжета, уточнить жанр произведения: что это за повесть — сказочная, фантастическая, рождественская, приключенческая, детективная?
Напоминаю о проблемном вопросе, поставленном в начале урока, и предлагаю его сформулировать несколько шире: кто он, герой приключенческой повести?
Вновь обращаемся к составленной нами схеме сюжета: как соотносятся обстоятельства и поступки героя?
Теперь самое время спросить ребят: нравятся ли им приключенческие произведения? Пусть назовут те, которые они прочитали. Вместе вспоминаем роман А. С. Пушкина «Дубровский», созданный по канонам приключенческой литературы. Перед каким выбором оказывается заглавный герой?
Каков его выбор?
Прошу самостоятельно сформулировать ответ на проблемный вопрос, который был рассмотрен на уроке: кто он, герой приключенческой повести? Запишите: Герой приключенческой литературы — Это… Закончите предложение.
Умозаключение, к которому пришли семиклассники на уроке, станет отправной точкой для творческого домашнего задания: предлагаю им попробовать себя в качестве авторов пусть не повести, не романа, а хотя бы рассказа, в основе сюжета которого будет лежать приключение и где будет действовать герой с сильным характером, способный найти выход из любой ситуации. В качестве одного из вариантов создания такого рассказа напоминаю о картине О. Д. Яновской «Ждут», которую недавно описывали на уроке развития речи, ведь большинство сочинений заканчивались надеждой, что те, кого с таким напряженным терпением ждут девочки, обязательно вернутся. Вот это возвращение и предлагаю сделать отправной точкой приключенческого рассказа. О каком происшествии поведает тот, кто вернулся?
Какие черты характера придется проявить героям вашего будущего рассказа? Из написанных ребятами рассказов можно сделать небольшой сборник.