Анализ повести Ф. Сологуба «Маленький человек»

Повесть Сологуба отражает в названии несколько контекстов. Литературное вспоминание, обозначается в заглавии, соотнесена с известной традицией русской классической литературы — представление социального типа «маленького человека». Но эта повесть является по своей жанровой специфике сатирической и фантастической, поэтому метафорический смысл теряется, так как слову «маленький» в этой повести возвращается его первоначальное значение — «небольшой по размеру».

Повесть: помимо основной сюжетной линии, есть побочные;

повесть фантастическая: встреча с мистическим героем, сцена превращения; элементы комического позволяют говорить о том, что это еще и сатирическая повесть. Ф. Сологуб следует традиции изображения «маленького человека», представляя жизнь третьего сословия. Использование приемов фантастического изображения задано темой превращения. Не сатирическое, а ироническое осмысление проблемы социального неравенства и духовной бедности человека лежит проблема.

Пародийное изображение «маленького человека». Сологуб в ироническом ключе представляет историю отношения русской классической литературы к определенному

социальному типу. Положение «несчастного» чиновника представлено в комической форме. Но если в повести Гоголя именно молодой человек только и мог пожалеть Акакия Акакиевича, то в произведении Сологуба, напротив, «на службе, в департаменте, сначала косились, смеялись.

Особенно молодежь… Потом стали ворчать. Выговаривать». «Город — лабиринт» отражает тему «униженных и оскорбленных» Достоевского, но у Сологуба она лишена пафоса сострадания.

Мрачный Петербург не противостоит миру героя, он играет роль лишь фантастической декорации, представляющей встречу Саранина с армянином. Чеховское «перенесение акцентов со среды на человека» в разработке образа «маленького человека» проявляется лишь в парадоксальных сюжетных ситуациях и мотивах, например, в изображении социально неравного брака и в «футлярной жизни», доведенного до абсурда. В этой повести концентрическая система образов — персонажей. Главные герои произведения — Саранин Яков Алексеевич и его жена Аглая Никифоровна. Именно их взаимоотношения составляют основной конфликт повести.

Другие персонажи составляют только второстепенные сюжетные линии. Композиция сюжета: экспозиция — представление героев; завязка — сцена, где герой выпивает предназначенное для жены чудо — средство; кульминация — предложение представителя фирмы «Срегаль и К0» выгодной сделки; развязка — исчезновение героя; Композиционные особенности: членение главы не обусловлено завершенностью повествования и не отражает динамику развития сюжета; важную функцию в организации повествования выполняют различные виды диалога: внутренний монолог графически выделяются привычками; традиционное диалогическое построение фабульных сцен. Поэтические штампы ; сатирическая ; литературные воспоминания ; каламбуры .

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Анализ повести Ф. Сологуба «Маленький человек»