Тема поэта и поэзии в мировоззрении Пушкина
Пребывание А. С. Пушкина на юге России (Кишинев) было ознаменовано
Важными переменами в его художественном развитии. Пушкин создал новый жанр
Русской поэзии — оригинальную русскую романтическую поэму. К этому жанру
Относятся поэмы, написанные в период с 1820 по 1824 год: «Кавказский
Пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан». Завершает цикл
«южных» поэм поэма «Цыганы», написанная в Михайловском и явно порывающая с
Романтизмом. В романтизме Пушкина привлекала борьба за народность литературы,
Освобождение от правил, стеснявших ее развитие, стремление к раскрытию
Внутреннего мира героя, его человеческой индивидуальности, отстаивание прав
Личности, обращение к истокам народного творчества. Такой романтизм был
Формой борьбы за правдивое изображение жизни. Вот почему в романтических
Произведениях Пушкина отчетливо ощущаются тенденции реалистические,
Выражающие стремление постигнуть закономерности действительности. Эти черты
Резко выделяют своеобразие пушкинского романтизма. Романтический период в
Пушкинском творчестве — это переходный этап к реализму. Реалистические
Поэт ставил перед собой, создавая романтические поэмы.
Их основная тема — «противуречия страстей», неудовлетворенность героев
Действительностью и поиски социальной гармонии. Активное отрицание всего
Того, что сковывает и калечит людей, борьба за свободу, за условия,
Способствующие раскрытию всех духовных возможностей человека, полноценного,
Отвечающего идеалу внутренней и внешней гармонии, — таков основной идейный
Пафос поэм. Сюжеты «южных» поэм весьма индивидуальны и исключительны, но в
Основе каждого из них лежит реальный факт.
В поэме «Кавказский пленник» (1820-1821) Пушкин хотел воспроизвести
Некоторые типические черты современного героя. «.Я в нем хотел изобразить
Равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души,
Которые сделались отличительными чертами молодежи XIX века», — писал Пушкин
В. П. Горчакову.
Герой «Кавказского пленника», «отступник света, друг природы», типичен.
Но его типичность не ограничивается характерными особенностями той или иной
Социальной группы. Пушкин оттенял в Пленнике «увядшее сердце», «души
Печальный хлад», безучастность «к мечтам о мире», разочарованность. Жизни
Светского общества, полного пороков, он противопоставляет свободу, в
Прославлении которой пафос поэмы:
Свобода! он одной тебя
Еще искал в пустынном мире.
Душа Пленника во власти страстей. Это и отвращение к свету, и
Неразделенная любовь, и пламенная жажда свободы. Герой «Кавказского
Пленника» — человек из высшего света в плену у черкесов — друг природы,
Сторонник идеи о том, что естественное состояние человека — свобода и
Независимость. Но душа его опустошена, и он «вянет» от «злой отравы»
Страстей, «истребивших» его чувства. Он
.бурной жизнью погубил
Надежду, радость и желанье,
И лучших дней воспоминанье
В увядшем сердце заключил.
В явном контрасте с душевной вялостью Пленника рисуется волевая сила
Черкешенки, Ее сочувствие несчастному, ее самоотверженная, жертвенная
Любовь пробуждает «окаменевшего» героя к новой жизни:
К Черкешенке простер он руки,
Воскресшим сердцем к ней летел,
И долгий поцелуй разлуки
Союз любви запечатлел.
Но после объяснения с Пленником трепетное чувство Черкешенки
Превращается в опустошительную романтическую страсть, которая точно
Поменяла местами героя и героиню. Он «летит» к ней «воскресшим сердцем», а
Она остается холодной и разочарованной. Именно это и становится причиной ее
Гибели. Освободив из неволи Пленника, она уже не может возвратиться в
Родной аул. В прощальном монологе она говорит:
.Нет, русский, нет!
Она исчезла, жизни сладость;
Я знала все, я знала радость,
И все прошло, пропал и след.
В поэме «Кавказский пленник» проявляются эпические, объективно-
Повествовательные и реалистические картины кавказской природы и черкесских
Нравов.
Испытав сильное влияние великого английского поэта Байрона, Пушкин
Не стал его подражателем. Его «южные» поэмы отличаются от восточных поэм
Байрона единством любовной и социальной проблематики при главенстве
Социальных мотивов; изображением глубоко жизненных событий и лиц, природы и
Нравов в свойственных им «местных красках»; противопоставлением
Человеческого мира миру демоническому, загадочному. Переживания героев,
Патетика изображены Пушкиным в единстве с эпической характеристикой их
Жизненных обстоятельств. В. Г. Белинский сказал о Пушкине: «Он заботился не
О том, чтобы походить на Байрона, а о том, чтоб быть самим собою и быть
Верным той действительности. которая просилась под его перо».