Стихотворение А. С. Пушкина «Пророк» (восприятие, истолкование, оценка)

Стихотворение «Пророк» А. С. Пушкин написал 8 сентября 1826 года по пути из Михайловского в Москву. В мартовском издании «Московского вестника» 1828 года оно было напечатано.
«Пророк» — это непосредственный отклик на казнь пятерых руководителей декабрьского восстания. В июле 1826 года непоправимое свершилось: зачинщиков казнили. Переживая глубокое потрясение, поэт думал и о лицейских своих товарищах, сосланных за участие в восстании на Сенатской площади.
В памяти друзей Пушкина сохранился один из вариантов последней строфы:

/> Восстань, восстань, пророк России,
Позорной ризой облекись,
Идя и с вервием вкруг выи
К убийце гнусному явись.
Концовку пришлось изменить — прозрачный намек на убийцу-царя не дал бы возможность увидеть стихотворение напечатанным.
В основу произведения положены мотивы VI главы библейской книги пророка Исайи. Древнееврейские провидцы были зачастую смелыми и бесстрашными обличителями, поэтому не зря поэт заговорил на их языке, употребляя грозные, тяжеловесные церковнославянские слова. Однако Пушкин далеко уходит от сюжета Священного Писания, изображая иносказательно пророческое назначение поэта.
/> В стихотворении появляется мотив путника в пустыне, связанный с личными переживаниями Пушкина, возникшими также на основе его работы над восточными образами Корана. Мотив пророка тоже был не новый, он намечался и в предшествующей лирике поэта. В этом же стихотворении оба мотива объединяются и переосмысливаются.
Путник, влачившийся по мрачной пустыне и уже томимый духовной жаждой, жаждой очищения чувств и мыслей от скверны, превращается в пророка, способного открыть людям высшую правду, жечь сердца людей глаголом. Он проникает в тайны природы, обретая новый слух, новое зрение, новое сердце — «угль», пылающий огнем, то есть преображается, становится совсем другим.
Конечно же «Пророк» Пушкина посвящен описанию рождения поэта, обретения им творческого дара, способности в момент творческого вдохновения к восприятию тех явлений жизни и мироздания, которые в обычном состоянии им не воспринимаются. Даже образы стихотворения символичны: «горний ангелов полет», «дольней лозы прозябанье» — все это основные стихии Вселенной.
Вдохновение Пушкин рассматривает как способность познания, глубокую мудрость.
Однако пророк, обрекший новые органы чувств, до поры до времени находится между жизнью и смертью — «как труп в пустыне я летал». И только «Бога глас» пробуждает его к жизни, вдыхая в него и жизнь, и дух.
Понятно, чтобы стать иным, нужно избавиться от себя прежнего, грешного и слабого человека, точнее сказать, умереть. Только тогда родится другой, исполняющий волю Божью. Поэтому так мощно, приобретая общественную декларацию, звучит конец стихотворения:
Восстань, пророк, и вождь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Необычно построение фраз стихотворения «Пророк». Поскольку поэт воспроизводит библейский сюжет, изображая в нем рождение пророка из простого человека, интересно проследить за синтаксисом. Перечисление признаков и свойств ясновидения дано в нагнетании предложений. Строки «Пророка» шестнадцать раз начинаются с «и».
Произведение написано четырехстопным ямбом без деления на строфы, что соответствует задачам введения в текст сюжета и подражания синтаксису Библии.
В лирике Пушкина стихотворение «Пророк» занимает исключительно важное место. Он с огромной силой утверждает правоту дела казненных, провозглашая верность идеалам декабристов, поражение которых не поколебало веры поэта в конечное торжество их целей, не изменило его отношения к самодержавию.