“Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!”

Именно Пушкин показал, что поэзия содержится не только в рифме. Поэзия рождается из наблюдений и переживаний поэта. В его творчестве находят свое отражение все явления окружающей жизни. Источником его вдохновения стала сама жизнь во всей ее повседневности. Тема свободы и вольности является одной из первостепенных тем в лирике А. С. Пушкина. Для него смысл, вкладываемый в понятие свободы, становится своеобразной точкой отсчета. Начиная с “Лициния”, поэт посвящает свои лучшие произведения свободе.
В разные периоды своего творчества

поэт по-разному объясняет понятие свободы, понимает важность ее в жизни общества, в своей личной жизни. Эту тему помогают понять и раскрыть следующие стихотворения: “Вольность”, “К Чаадаеву”, “Узник”, “Во глубине сибирских руд.”, “Деревня”.
После окончания лицея Пушкин описывает оду “Вольность”. Вольнолюбивая атмосфера лицея оказала на него большое влияние. Стихотворение было написано в 1817 году. Еще в самом начале Пушкин заявляет, в честь кого написана эта ода:
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
Главная мысль этого стихотворения содержится в том, что закон
должен быть превыше всего, а политическая элита должна подчиняться ему. Пушкин понимает, что не только цари не должны властвовать над законом, но и народ не должен преступать его. В тот самый срок Пушкину были близки по взглядам и убеждениям будущие декабристы, и в стихотворении “Вольность” он открыто призывает угнетенных людей бороться за свободу. В нем Пушкин не только упрекает и осуждает властителей, но и касается самого Александра I. В стихотворении присутствует много противоречий, но оно является одним из первостепенных произведений, которое раскрывает тему свободы. Оно призывает и к борьбе, и призыв тот самый обращен к угнетенным:
.Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Стихотворение “Узник” было написано в 1822 году. Это одно из романтических стихотворений, написанных на тему свободы. Пушкин рассказывает о себе как об узнике, томящемся в темнице. Поэт в ссылке, он оторван от друзей, близких, за ним постоянно следят, более того на воле он чувствует себя узником в темнице:
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Пушкин называет орла “мой унылый товарищ”, ведь оба они в неволе, оба стремятся к свободе. Стихотворение отражает настроения передовых людей эпохи, их протест против самодержавия. Эти мысли близки и народу, боровшемуся за свое освобождение.
Следующее не менее яркое произведение – послание “К Чаадаеву”. Он дружил с Чаадаевым – совершенно удивительным человеком, выдающимся философом. “Ты был целителем моих душевных сил”, – сказал о нем поэт. Пушкин и Чаадаев мечтали об освобождении РФ от гнета самодержавия. Но Чаадаев не был уверен в скором осуществлении их надежд. В этом стихотворении продолжается тема свободы и вольности:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой приятель, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Декабристы обширно использовали послание в революционных листах. В конце этого стихотворения Пушкин высказывает свои лучшие надежды на светлое будущее:
.взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна.
Любовь к Родине у Пушкина неразрывно связана с борьбой за ее свободу. Чувства, высказанные в стихотворении, находят точное и яркое отражение в словесных обра




Semantic formal functional relations.
Сейчас вы читаете: “Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!”