ПЕЙЗАЖ В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА

Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзажная лирика. Пейзаж в поэзии Пушкина менялся вместе в самим поэтом. В разные периоды своего творчества Пушкин по-разному изображал природу. На протяжении всего творческого пути усложнялась функция пейзажа в лирических произведени-ях поэта.
В лицейские годы Пушкин пробует себя в разных жанрах и направлениях. В это время лирика Пушкина еще во многом подражательна. Подражателен и пейзаж в стихотворениях этого периода. Например, в “Воспоминаниях в Царском Селе” Пушкин рисует ос-сианический пейзаж, основываясь на традициях средневекового балладного изображения природы. В первой части стихотворения “Деревня” Пушкин, подражая античным авторам, создает идиллический пейзаж.
Находясь в южной ссылке, Пушкин посвятил немало стихотворных строк описанию южной природы. Пока это только крымский морской пейзаж, позже, побывав на Кавказе, Пушкин создает серию стихотворений с изображением кавказской горной природы. Стихотворения с южным пейзажем связаны в творчестве Пушкина с романтизмом. Пушкин-романтик восхищался морем, бескрайним пространством, свободной, ни от кого не зависящей стихией. Больше всего он любил морскую бурю, в которой видел романтический бунт:
Взыграйте, ветры, взройте воды,/Разрушьте гибельный оплот.
Где ты, гроза-символ свободы?/Промчись поверх невольных вод.
/> В стихотворении “Узник” тоже есть романтический пейзаж: Мы вольные птицы; пора, брат, пора!/Туда, где за тучей белеет гора,/Туда, где синеют морские края,/Туда, где гуляет лишь ветер. да я!
Это стихотворение символично, в нем присутствуют все романтические символы свободы: гора, море, орел, ветер. Темница символизирует земное существование человека, томящегося по романтическому идеалу.
Лирический герой романтических стихотворений Пушкина не смог слиться с морской стихией, океаном, не смог стать таким же свободным: Ты ждал, ты звал. я был окован,/Вотще рвалась душа моя,/Могучей страстью очарован,/У берегов остался я.
Поэтому Пушкин прощается с романтическим пейзажем и со всем романтизмом в послании “К морю”.
В любовных стихотворениях Пушкина часто переживания лирического героя следуют за южным пейзажем. В любовной жизни “На холмах Грузии.” описание “ночной мглы”, с которого начинается стихотворение, противопоставляется светлой, наполненной любовью речи лирического героя. Романтическая любовь, таинственная страсть в стихотворениях Пушкина может изображаться только в сочетании с южной экзотической природой. В стихотворении “Ненастный день потух.” унылая северная природа противопоставляется яркому южному пейзажу, при воспоминании о котором лирический герой сразу же вспоминает и свою страстную любовь.
После южной ссылки в творчестве Пушкина наблюдается поворот к реализму. Экзотический крымский пейзаж сменяется реалистическим описанием русской природы. Русский пейзаж в стихотворениях Пушкина можно разделить на осенний и зимний; зимний – на ночной и утренний; осенний – на романтически приподнятый и подчеркнуто стихийный, реали-стический.
В стихотворении “Румяный критик мой.” некрасивый, сниженный пейзаж иллюстрирует поэтическую позицию Пушкина, его отказ от романтизма и утверждение реализма в творчестве.
В “Осени”, наоборот, мы видим торжественно-романтическое, особенное изображение осени. Это позволяет Пушкину пока-зать свое глубоко личностное восприятие природы, особенно осенней природы. Пушкин так описывает свою “странную” любовь к осени: Мне нравится она,/Как, вероятно, вам чахоточная дева/Порою нравится. На смерть осуждена,/Бедняжка клонится без ропота, без гнева/Играет на лице еще багровый цвет,/Она жива еще сегодня, завтра нет.
Пушкин воспринимает осень как смерть, но поэт говорит, что смерть тоже может быть красивой. Со смертью природы, осенью пробуждается поэт, его организм приходит в норму, и вместе со здоровьем организма возвращается вдохновение, поэт чувствует прилив сил, его душа просыпается, и он начинает творить: И забываю мир – и в сладкой тишине/Я сладко усыплен моим воображеньем,/И пробуждается поэзия во мне.
Стихотворения с зимним утренним пейзажем всегда оптимис-тические, жизнеутверждающие; лирический герой этих стихот-ворений восхищается красотой природы и радуется жизни:
Под голубыми небесами/Великолепными коврами.
Ночной зимний пейзаж в стихотворениях Пушкина всегда страшный, мрачный, туманный:
Мчатся тучи, вьются тучи, /Невидимкою луна/Освещает снег летучий.
В стихотворении “Бесы” пейзаж символичен: дорога – это жизненный путь человека, буря – жизненная буря, бесы – человеческие страсти, сбивающие людей с истинного пути.
Символический пейзаж мы встречаем и в таких стихотворениях Пушкина, как “Анчар” и “Пророк”. Анчар – это символ зла в мире, а пустыня в “Пророке” символизирует духовную пустыню, духовное перепутье человека.
В последние годы жизни Пушкин пишет все больше стихотворений на философские темы. Пейзаж в этих стихотворениях становится тоже философским, теперь он напрямую связан с философскими размышлениями лирического героя. Проанализируем два стихотворения с философским пейзажем – “Брожу ли я.” и “Вновь я посетил.”.
В стихотворении “Брожу ли я.” мы видим философский конфликт между вечной природой и смертным человеком. Лирический герой размышляет о бренности земного существования человека, о быстротечности жизни, о смерти. Природа выступает здесь как символ красоты, гармонии. Она вечна в своей красоте, потому что в ней все время происходит естественный круговорот.
Поколения людей тоже сменяют друг друга, но человек не вечен, потому что отдельный человек и человечество не одно и то же. Природа равнодушна, у ней нет души, она безлика, а каждый человек – это неповторимая индивидуальность. Лирическому герою стихотворения ничего не остается делать, как смириться с естественным ходом природы:
И пусть у гробового входа/Младая будет жизнь играть,/И равнодушная природа/Красою вечною сиять.
Пушкин решает этот философский конфликт между природой и человеком в стихотворении “Вновь я посетил.”. Спасение человека от забытья смерти Пушкин видит в продолжении рода. Пейзаж помогает поэту выразить эту мысль.
В стихотворении “Я памятник себе воздвиг.” Пушкин говорит о другом способе жить вечно:
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире/Мой прах переживет и тленья убежит – /И славен буду я, доколь в подлунном мире/Жить будет хоть один пиит.
Таким образом, пейзаж в лирике Пушкина проходит сложную эволюцию, его функции в стихотворениях связаны непосредственно с периодами творчества поэта. В стихотворениях лицейского периода, подражая известным авторам, молодой Пушкин пробует себя в создании разных типов пейзажа: идиллического, оссианического. В период увлечения поэтом романтическими идеалами пейзаж в стихотворениях становится тоже романти-ческим, он часто сочетается с описаниями любовных переживаний лирического героя. В Михайловский период Пушкин реалистически изображает русскую природу, утверждая реализм в своем творчестве. В поздней лирике Пушкина пейзаж выполняет символическую и философскую функции, помогая поэту в выражении особой философской позиции.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Характеристика беневоленского.
Сейчас вы читаете: ПЕЙЗАЖ В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА