Первые опыты Пушкина в области художественной прозы («Повести Белкина»)

В Болдине Александр Сергеевич Пушкин написал и «Повести Белкина». Первые опыты в области художественной прозы были предприняты Пушкиным сравнительно поздно, когда он уже был прославленным поэтом. Известно, что еще в лицее он пробовал свои силы в прозе. К 1819 г, относится небольшой отрывок «Наденька», примечательный характерными чертами будущего пушкинского прозаического стиля — точностью, лаконичностью и простотой слога. В годы ссылки Пушкин обращается к критике, к исторической («Исторические заметки», 1822) и мемуарной («Дневник»,

«Записки») прозе. Все ж, в отличие от Пушкина-поэта, Пушкин-прозаик развивался медленнее, как бы проявляя сдержанность и осторожность. В области художественной прозы Пушкин начинает работать более настойчиво лишь во второй половине 20-х годов. К этому времени относится целый ряд замыслов и начинаний Пушкина-прозаика.
Летом 1827 г. Пушкин начинает писать исторический роман «Арап Петра Великого», а в 1829 г. приступает к прозаическому роману о современности — «Роману в письмах». Оба произведения остались незавершенными.
Вместе с тем Пушкин одним из первых отметил успех и необходимость развития
в русской литературе и понести. В 1827 г. Пушкин прямо указывает Погодину, одному из редакторов близкого ему тогда «Московского вестника», что повести «должны быть непременно существенной частью журнала, как моды у «Телеграфа» .
Расцвету романа в русской литературе предшествовало развитие повести. С начала 30-х годов повесть постепенно занимает ведущее место в прозе журналов и альманахов. Как авторы повестей выдвигаются молодые писатели: П. А. Полевой, М. П. Погодин, Н. Ф. Павлов, В. Ф. Одоевский. Своего расцвета достигает проза А. Бестужева-Марлинского, по словам Белинского, «зачинателя русской повести». В творчестве этих писателей преобладал романтизм.
В конце октября 1831 г. повести вышли в свет, по свидетельству Белинского, «холодно принятые публикою и еще холоднее журналами» Полевой, например, отозвался о «Повестях Белкина» как о «о фарсах, затянутых в корсет простоты без всякого милосердия». Пушкина все это не смутило. Сохранился интересный рассказ о разго воре поэта с одним из знакомых — П. И. Миллером. Н вопрос Миллера: «Кто этот Белкин?» — Пушкин отвечал «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак просто, коротко и ясно»
«Повести» явились полемическим откликом Пушкина на основные течения современной ему русской прозы. Наряду с традиционной тематикой из дворянско-усадебного быта («Барышня-крестьянка») Пушкин выдвигает в них демократическую тему «маленького человека», предваряющую собой «Шинель» Гоголя, глубоким проникновением в характер человека, отсутствием всякого дидактизма «Станционный смотритель» Пушкина «снимал» влияние сентиментально-дидактической повести о «маленьком человеке» типа «Бедной Лизы» Карамзина. Идеализированные образы, нарочито в дидактических целях созданные сюжетные ситуации сентиментальной повести сменяются реальными типами и бытовыми картинами, изображением подлинных радостей и горестей жизни. Глубокий гуманизм повести Пушкина противостоит отвлеченной чувствительности сентиментальной повести. Манерный, впадающий в нравоучительную риторику язык сентиментальной повести уступает место простому и бесхитростному повествованию, вроде рассказа старика смотрителя о его Дуне.
В «Повестях Белкина» Пушкин выступает и против романтического шаблона в повествовательной прозе конца

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Первые опыты Пушкина в области художественной прозы («Повести Белкина»)