«Русская хандра» в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин»

Евгений Онегин, главный герой одноименного романа в стихах А. С. Пушкина, изображен молодым повесой, соответствующим почти всем критериям высшего света, dandy не только по манере одеваться, но и по образу жизни. Однако светское общество не устраивает Онегина, оно возмущает его критический ум.
До «Евгения Онегина» противостояние человека и общества было показано А. С. Грибоедовым в его комедии «Горе от ума». Главное действующее лицо этого произведения, Чацкий, как и Онегин, недоволен обществом, в котором родился и живет. В отличие от

Онегина, Чацкий в меру своих возможностей пытается изменить что-то в фамусовском обществе, громогласно критикуя его. Просветительские идеи Чацкого оказались неплодотворными, однако герой комедии все же действует, правда, словом. Онегин же, презирая свет, живет по его законам и не пытается ничего изменить. Он равнодушно скучает.
Автор показывает Евгения Онегина в разной обстановке — в театре, в кабинете, на балу, описывает его как «забав и роскоши дитя». Пушкин не ограничивается внешним описанием быта, обстановки, он открывает читателю внутренний мир Онегина. В душе героя свои конфликты, комплексы, парадоксы. Автор
задает вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений?» Нет, «рано чувства в нем остыли.», «. разлюбил он наконец И брань, и саблю, и свинец» и «.ничто не трогало его.». Это симптомы душевного недуга. Какого? Пушкин называет его «русской хандрой», подобной «английскому сплину». Это состояние — доминанта в характере Онегина.
Пушкин писал Плетневу: «Эй, смотри, хандра хуже холеры», — потому что холера поражает только тело, а хандра убивает душу. Не из-за этого ли впоследствии герой Лермонтова Печорин будет скрывать свою скуку? Как и у Онегина, в душе Печорина не будет радости, гармонии, благодати. В чем же причина этой болезни души? А. Григорьев в статье «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина» высказал мнение, что хандра Онегина связана с его врожденным, природным критицизмом, присущим русскому здравому смыслу. А. Григорьев снял с общества ответственность за хандру и разочарование Онегина. Критик отметил, что критицизм Евгения и, следовательно, хандра происходят от его даровитости, а не от озлобленности, скептицизма, как у Чайльд Гарольда.
Близок к этому мнению был В. Г. Белинский, который считал, что «озлобленный ум — признак высшей натуры» и, следовательно, это знак того, что Онегин нравственно выше окружающих. Евгений Онегин узнавал себя в душе «себялюбивой и сухой», читая роман, и страдал от этого поразительного сходства.
Дружба Ленского и Онегина показывает, что Евгений не бездушен. Он не демон, не «людская причуда», а обыкновенный человек, «добрый малый», каких на свете немало. Отличие Онегина от окружающих в том, что он не знает, что ему нужно, зато точно знает, что его не устраивает, и прежде всего то, чем довольна посредственная толпа. Евгений Онегин предается-хандре и. зевоте. Интересно, что Печорин, который, как Чацкий и Онегин, отвергает общество, борется с судьбой за каждую минуту радости и счастья. У Печорина и Онегина разные жизненные пути, но результат один — хандра и тоска.
Д. И. Писарев в статье «Базаров» писал, что Онегин «слишком много и рано все взял от жизни, всем объелся». Критик утверждает, что Евгений «носит красивое разочарование». Однако с этим мнением можно не согласиться. Более вероятно, что хандра Онегина — это не поза, а добровольный тяжкий крест. Евгений несет его повсюду — в Петербурге, в деревне, в путешествии по России. Везде его преследует тоска, он тяготится жизнью. Онегин возвращается из путешествия и едет в Москву, где встречает изменившуюся Татьяну Ларину, бывшую соседку по деревне, чью любовь он отверг. Евгений Онегин кается в том, что не понял, не полюбил Татьяну («.как я ошибся, как наказан»), и в том, что на дуэли убил своего друга Ленского («окровавленная тень ему являлась каждый день»). В душе Онегина просыпается жажда понимания и нежности. Влюбленность в Татьяну излечивает Онегина от скуки «Ему припомнилась пора, Когда жестокая хандра за ним гналась». Евгений может теперь мечтать, печалиться, радоваться -все это доступно только духовно здоровому человеку.
Интересно сравнить Онегина еще с одним персонажем Пушкина — с Алеко из поэмы «Цыганы». Алеко уходит из «неволи душных городов» к цыганам, но все равно его преследует скука, и он «грусти тайную причину истолковать себе не смел». Его сердце остыло, хотя с ним Земфира и он свободен, как ветер. Алеко эгоистичен, и этим все сказано. Единственное, что его волнует, — его права, его свободы. Он говорит: «.я, не споря, От прав своих не откажусь, Или хоть мщеньем наслажусь». Так он и делает: за измену карает Земфиру и ее любимого, наказывает смертью. Интересно заметить, что на совести Онегина смерть близкого человека — Ленского, а Печорин убил на дуэли Грушницкого. Видимо, хандра и эгоизм могут привести к трагедии.
Старик сказал об Алеко: «Ты для себя лишь хочешь воли.» — это главный признак «русской хандры», черствости души, которая так губительна для окружающих. Таким образом, в произведениях «Евгений Онегин» и «Цыганы» A. G. Пушкин развенчивает романтического героя, низводит его с пьедестала. Автор показывает, что «русская хандра» — это далеко не модная поза, не безобидное качество или состояние души, а страшный недуг, который ломает судьбы многим людям, а порой и губит других, тех, кто волею рока оказывается рядом.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Русская хандра» в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин»