Стихотворение А. С. Пушкина «Погасло дневное светило.» (Восприятие, истолкование, оценка.)
Пушкинская поэзия открывает нам неповторимую прелесть родной природы. Под влиянием его изумительных стихов мы совершаем путешествие к морю, любуемся с высоты видом Кавказа, отдыхаем в тихом деревенском «пустынном уголке», приводя в порядок свои мысли и чувства, или мчимся по зим-ней дороге, слыша отдаленный звон колокольчика.
В лирике Пушкина русская природа оживает в своей не-броской пленительной красоте. Золотые и багряные краски сме-няются ослепительной белизной зимы. Любимым временем года была для поэта осень, которой посвящено
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Понять и ощутить это помогает Пушкину встреча с морем «Свободная стихия» поражает его своей мощью и беспредель-ностью, она созвучна его мыслям и чувствам. И хотя для че-ловека невозможно обретение абсолютной воли, он может со-хранить свою внутреннюю свободу, которая останется с ним навсегда, как воспоминание об океане:
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
В разбираемом стихотворении речь скорее идет не толь-ко о природе, сколько о прошлом поэта, о юношеских мечтах, о любви:
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный.
Увы, воспоминания печальны. И чем дальше читаешь сти-хотворение, тем трагичнее вырисовывается судьба автора, ко-торый хочет домой, на родину, но отвергает ее за предатель-ство:
Лети, корабль, неси меня к пределам дальним
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей,
Страны, где пламенем страстей
Впервые чувства разгорались,
Где мызы нежные мне тайно улыбались,
Где рано в бурях отцвела
Моя потерянная младость.
Где легкокрылая мне изменила радость
И сердце хладное страданью предала.
Таким образом, пушкинская лирика дает нам возможность не только насладиться чарующими звуками его поэзии, но и многое узнать и понять в личности поэта. Поэт не рождается пророком, а становится им. Этот путь полон мучительных ис-пытаний и страданий, которым предшествуют горестные разду-мья пушкинского героя о том зле, которое прочно укоренились в человеческом обществе и с которым он не может смирить-ся. Состояние поэта говорит о том, что он неравнодушен к про-исходящему вокруг и в то же время бессилен что-либо изме-нить. Именно к такому человеку, который «духовной жаждою то-мим», является посланник Бога — «шестикрылый серафим».
Может ли поэт стать пророком, обладая, кроме поэтичес-кого таланта, только знанием и мудростью? Нет, ибо трепетное человеческое сердце способно подвергаться сомнению, оно может сжиматься от страха или боли и тем самым помешать ему выполнять великую и благородную миссию. Тут уместно вспомнить отрывок другого стихотворения:
.В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я — беспечной веры полн —
Пловцам я пел.
Несмотря на гибель пловцов-декабристов, певец Арион сохраняет верность своей благородной миссии, проповедуя иде-алы свободы и справедливости. «Я гимны прежние пою», — за-являет он. Хотя «.прежних сердца ран, глубоких ран любви, ничто не излечило.».