Образ Пушкина в творчестве русских писателей и художников

Обращались к пушкинской тематике И. Репин в содружестве с И. К. Айвазовским, И. Н. Крамской. Однако их создания не вносили существенной лепты в отображение и в разработку образа поэта. Картины на отдельные сюжеты биографии Пушкина знакомили зрителя с эпизодами жизни поэта, но мало прибавляли к пониманию его характера. Удачной, по отзывам того времени, признавалась лишь фигура поэта на картине Репина и Айвазовского “Пушкин на берегу Черного моря” (1887 года).
“Задавшись целью воссоздать Пушкина полным увлечения и надежды юношей, г. Репин,

нужно ему отдать справедливость, блистательно исполнил эту нелегкую задачу,- отмечали “Новости” (1887, № 263).- Он (Репин.-Е. В.) дает нам Пушкина не с теми чертами лица, которые запечатлелись в памяти каждого из нас по циркулирующим в публике портретам, а таким, каким действительно можно и должно представить себе Пушкина юношей”. В еще более восторженных тонах оценил созданный Репиным портрет поэта критик “Всемирной иллюстрации”: “.Пушкин Репина – чудо живописи. Видно, что с любовью и, может быть, благоговением писал Репин. фигуру поэта. Светлые глаза Пушкина обращены к морю, и художник сумел показать нам
в них огонь мысли в тот момент, когда в мозгу поэта отпечатлевается образ моря и ои стоит перед волнующеюся стихией, охваченный сладостной тоской, стоит “звучных дум полн”, как выразился о нем другой современный нам поэт”.
В год столетнего юбилея появилось немало новых изобразительных интерпретаций образа поэта. Большинство из них копировали и составляли вариации на темы портрета О. Кипренского и гравюрного варианта портрета работы Н. Уткина. Весьма удачным признан офорт В. В. Матэ. Сравнивая новую интерпретацию пушкинского облика с гравюрой Уткина, между которыми разрыв в семьдесят два года, Е. В. Павлова отмечает знаменательные различия в манере художников, в технике, а также в отношении к поэту. У Матэ Пушкин выглядит его современником, дистанция времени не ощущается, не подчеркивается, хотя “.приблизив Пушкина к своему времени, Матэ утерял что-то очень важное, быть может, самую суть портрета Кипренского”1, в котором акцентировалось возвышенное, поэтическое в облике поэта.
К 1899 году относится создание первого богато иллюстрированного собрания сочинений поэта в трех томах. Оно открывалось акварелью В. А. Серова “Пушкин в парке”. Этот портрет явился этапным, определив возможности нового подхода к пушкинской иконографии, к толкованию образа поэта и к воссозданию его в живописи. Поэт в осеннем парке сидит на скамье. Весь рисунок, однако, преисполнен движения. Прочитывая его, искусствовед Е. В. Павлова проницательно замечает, как неровны, стремительны, направлены под острыми углами друг к другу штрихи, мазки, удары кисти. Скамейка, на которой сидит поэт, стоит по диагонали к плоскости листа, Пушкин расположен по диагонали к скамейке, с наклоном влево, а стволы деревьев разделяют лист наклоном вправо. Таким образом, фигура поэта располагается в центре пересечения разнонаправленных линий, что усиливает динамический эффект. “Ничего застывшего, все в движении в этом рисунке: несущиеся облака, листья, клонящиеся ветви деревьев, развевающиеся волосы и галстук поэта, даже стремительно приподнятая голова и взгляд, обращенный в сторону. Художник воссоздал облик Пушкина с таким артистизмом и легкостью, как будто писал его с натуры”1. Рисунок, согретый индивидуальным авторским отношением, передает целую гамму переживаний самого поэта, которому неуютно, одиноко в мире, а также в нетрадиционно решенном образе отчетливо выражается сопереживание, сочувствие Пушкину.
Подготовка к юбилейным празднествам 1899 года вызвала энтузиазм стихотворцев, посвятивших поэту немало поэтических произведений. Однако популярность получили в основном те из них, в которых культивировалась официозная трактовка его облика и творчества. Превалировали утверждения, что поэт был верноподданным, защитником монархии, истым верующим. Таким поэта стремились представить прежде всего молодому поколению. В стихах “Пушкин для русских детей” второразрядный поэт П. Потехин, к примеру, писал:
– Православной полон веры,
– Он (Пушкин.) царя чтил, как отца.
– Далее в этом же посвящении утверждалось, что Пушкин
– .верноподданным примерным
– Являл себя всю жизнь свою,
– Слугой паря, прямым и верным,
– Горя любовию к царю.
– А вот как передавались подробности биографического характера. Когда
– .утонули
– Его (Пушкина – Я. В.) друзья в житейском бурном море,
– Он уцелел. И царская рука
– Ему пожала руку крупно, честно.
– Была минута эта высока.
Согласно официально признанной легенде, поэт не только жил благодаря заботам о нем государя-императора, но и творил лишь благодаря божественному благоволению, тому вдохновению, что даровалось за непротивление и набожность. В стихотворении Трефолева, так и озаглавленном “Пушкин в духовно-нравственном отношении”, утверждалось:
.влекомый вдохновеньем, Молитвы он перелагал, И сам усердно, с умиленьем Он Слово Божие читал. Поэты этого направления усердно возглашали, что Пушкин и только он их предтеча.
– Не для житейского волненья,
– Не для корысти, не для битв,
– Ты был рожден для вдохновенья,
– Для звуков чистых и молитв.
Майский номер журнала “Мир искусства” за 1899 год был целиком посвящен Пушкину. В нем выступили символисты с доказательствами своих прав на монопольное обладание пушкинским наследием. Они утверждали, что “Праздник. пушкинской поэзии со всей искренностью и радостью будет отпразднован лишь в одном из литературных переулков, именно в том, где обитают поклонники символизма и эстетики”. Именно они, символисты, могут считаться единственными наследниками Пушкина, который, по словам Н. Минского, провозглашал “красоту”, постигаемую иррациональным путем, равнодушную к злу и добру.
От каких посягательств защищали пушкинскую музу символисты? Прежде всего их пугала “нахлынувшая волна демократического варварства”, то есть распространение грамотности в массах крестьянства и рабочих. Д. Мережковский, уверявший, что Пушкин явился духовным предтечей декаданса конца XIX века, пропагандировал образ Пушкина-аристократа, который провозгласил: “Не для житейского волненья.”
“Но жаль,- добавляет Мережковский,- что эти слова не слышит чернь. Ее звериные уши не созданы для откровенности гениев. Не должно об этом говорить на площадях; надо уйти в святое место. И поэт ушел”.
При том, что и в конце прошлого века прослеживаются две основные линии толкования личности и творчества поэта,- прогрессивно-демократическая и реакционная,- конкретные модификации образа Пушкина дробятся и множатся более, чем в другие периоды его жизни в сознании общества. Это отметил в ярком своем выступлении С. А. Андреевский на торжествах в честь пушкинского юбилея. “Не только в области критики, но и в общественных группах,- сказал он,- настоящее место Пушкина еще не определено. Славянофилы и патриоты называют его своим, ссылаясь на “Клеветникам России” и “Бородино”; западники же приводят слова: “черт догадал меня родиться в России!” .Либералы благоговеют перед “Одою свободе”, “Кинжалом”, “Сеятелем”; консерваторы указывают на то, что Пушкин был аристократом и в конце жизни приблизился ко двору.
Утилитаристы и педагоги привязываются к его стихам: “чувства добрые я лирой пробуждал”, между тем как исповедующие “искусство для искусства” декламируют обращение Пушкина к толпе:
– Подите прочь – какое дело
– Поэту мирному до вас!”
Тенденции к дроблению образа поэта на множественность его ипостасей и обличий, различных по идеологической и мировоззренческой направленности трактовок облика и творчества Пушкина усилились в первые годы нового века.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Культура и техника речи.
Сейчас вы читаете: Образ Пушкина в творчестве русских писателей и художников