Экзаменационное сочинение по поэме Пушкина «Борис Годунов»
Южная ссылка Пушкина проходила не только в Молдавии, но и в Одессе, куда он переехал в середине 1823 г. В Одессе, о которой у Пушкина остались самые живые воспоминания (они отразились н «Отрывках из путешествия Онегина»), поэт прожил год. Конфликт с генерал-губернатором Воронцовым, перехваченное полицией письмо, где Пушкин откровенно писал о своем атеизме, послужили поводом для ссылки- на этот раз в Михайловское. И Михайловском, и уединении, Пушкин создал целый ряд замечательных произведений, знаменующий новый этап в его творческом развитии.
Обращение Пушкина к жанру трагедии было знаменательным. Жанр этот был давно известен в литературе. Его широко использовали не только классицисты, но и романтики. Пушкин, прекрасно русскую и европейскую литературу, был убежден в необходимости создания трагедии реалистической — тем более, что опыт создания реалистической комедии уже был: именно в Михайловском он
Два разных женских характера, впервые намеченные Пушкиным в «Бахчисарайском фонтане», продолжают разрабатываться и в «Борисе Годунове». Но в романтической поэме различие объяснялось и проявлялось лишь в плане психологической несовместимости Марии и Заремы, а здесь дочь Годунова Ксения и дочь польского воеводы Марина Мнишек прямо противопоставлены как представительницы двух разных культур: русской и западной. Противопоставление этих же двух культур намечено в образах краковского продажного поэта и летописца Пимена. Пимену присуще сознание силы идейного могущества как писателя, не связанного необходимостью угождать сильным мира. Сочинитель7жс латинских стихов, как проницательно заметил Г. А. Гуковский, подобострастен и зависим, его искусство унижено лакейством: Отзвуки пушкинских идей и настроений можно найти в речах многих действующих лиц, не исключая Бориса Годунова и даже Дмитрия Самозванца, но наиболее близок автору Пимен. По справедливому наблюдению Е. И. Маймина, Пимен — своеобразный «двойник» Пушкина. Когда Пушкин пишет «Бориса Годунова», он совсем так же, как Пимен, Чувствует в себе высшую свободу и независимость, несравненное свое могущество — могущество поэта, летописца, историка. Пимен выступает в трагедии как выразитель народной оценки, как судья, судящий обо в