Главный герой трагедии Пушкина “Борис Годунов”

Русь конца XVI – начала XVII века и является главным действующим лицом, своего рода коллективным героем трагедии Пушкина. В то же время Пушкин стремится к исторической правде в обрисовке каждого из участников этой грандиозной, движущейся, действующей исторической панорамы в лицах, добиваясь этого путем пристального и углубленного изучения исторических материалов, “.в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени”,- рассказывал сам он о процессе своей творческой работы, прибавляя при этом:-“Источники богатые! Умел ли ими воспользоваться – не знаю,- по крайней мере труды мои были ревностны и добросовестны”. В “Борисе Годунове” поэт гениально сумел воспользоваться этими источниками.
В этом и заключается одна из основных причин величайшего художественного достоинства пушкинской трагедии. В ней не условные персонажи, переодетые в исторические костюмы, а действительно “люди минувших дней, их умы, их предрассудки”. Взамен далекого от реальной живой речи то напыщенно-риторического, то жеманного, условно-литературного языка, на котором изъяснялись персонажи трагедий классицизма, Пушкин наделяет действующих лиц “Бориса Годунова” глубоко индивидуализированным, в то же время “общепонятным языком”, лишенным ненужной внешней “историчности” (чрезмерного обилия устарелых слов, выражений)

и вместе с тем подлинно историческим, основанном на глубоком изучении исторических источников и превосходном освоении речи простого народа. К народной речи поэт особенно внимательно прислушивался и пытливо изучал ее как раз в период работы над своей трагедией, в годы ссылки в Михайловском. Наряду и параллельно с отказом от “единства слова” Пушкин не менее решительно порвал и с единством жанра “классической” трагедии, которая должна была заключать в себе только возвышенное и трагическое, без малейшей – “оскверняющей” – примеси чего бы то ни было обыденного, комического.
Теоретик русского классицизма XVIII века – поэт и драматург Сумароков в своей “Эпистоле о стихотворстве” непроницаемой стеной отделил друг от друга трагедию и комедию, категорически возбранив “раздражать” слезами музу комедии – Талию, а Мельпомену – музу трагедии – смехом. В “Борисе Годунове” Пушкин вводит наряду со сценами, исполненными глубочайшей трагичности, не только бытовые сцены, но и сцены комические, “простонародные”. Мало того, в отдельных сценах Мельпомена и Талия – торжественное и смешное – свободно перемешиваются друг с другом (сцена у Новодевичьего монастыря и др.). “Преставление света”, которого боялся Сумароков, в пушкинском “Борисе Годунове” действительно произошло. Взамен аристократической, “придворной” сумароковской трагедии Пушкин создал драматическое произведение, и по идейному содержанию и по всему своему строю глубоко демократическое, говоря его собственным словом – “народное”.
Мастерски пользуясь средствами речевой характеристики, вольно и широко показывает Пушкин в своей трагедии и человеческие характеры. В лепке характеров с особенной силой сказывается новый метод изображения Пушкиным жизни, людей, метод художественного реализма – “поэзии действительности”. Пушкина ни в какой мере не могло удовлетворить изображение человека, человеческого характера в произведениях классицизма, даже в тех, в которых с наибольшей силой сказывались реалистические тенденции. Живые люди подменялись в них односторонними и схематичными олицетворениями той или иной “страсти” – той или иной отдельно взятой психологической черты: скупости, властолюбия, злобы или, наоборот, честности, любви к отечеству и т. п.
В результате в трагедиях классицизма перед зрителями представали или чудовища порока, или ходячие манекены, исполненные величайшей добродетельности. Почти в такой же мере не удовлетворял Пушкина произвольно-субъективный, романтический метод изображения характера в драматургии Байрона. Совсем иное мы имеем в пушкинской трагедии. Так, в лице самого Бориса Годунова перед нами отнюдь не традиционный “злодей” классической трагедии, который писался сплошной черной краской.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Черты героического эпоса.
Сейчас вы читаете: Главный герой трагедии Пушкина “Борис Годунов”