ВЛАСТЬ И ПОЭТ
Сравнительный анализ «Стансов» А. Пушкина и «Столетье с лишним — не вчера.» Б. Пастернака
Поэт
Всегда вольно или невольно соприкасается с
Государственной властью. Из этого, как
Показала история, не получается ничего
Хорошего для поэта и ничего полезного для
Власти.
Однако
Надежда на просвещенного правителя никогда
Не покидала людей искусства. Поэтому
Александр Пушкин обращается к Николаю
Первому, только что взошедшему на престол,
Со своеобразной интерпретацией «Фелицы»,
Адресованной
Екатерине Второй. Поэт дает советы царю,
Напоминает, слегка поучает, немного льстит,
Самую малость просит. Уже не веря в
Просвещенную монархию, поэт надеется хотя
Бы на «незлобную». Нужно обладать
Определенной смелостью и огромным талантом,
Чтобы поучать монарха, но все же А. Пушкин
Идет на некоторый моральный компромисс,
Проводя параллель между «мятежами и
Казнями» «начала славных дней Петра» и
Кровавым завершением восстания
Декабристов, где большинство пострадавших
Были близкими поэту людьми. Жестоко? Но, во-первых,
А. Пушкин был
Ибо вспомним пушкинское же «рабство,
Падшее по манию царя»). Во-вторых, поэт,
Ставя столь высокую планку Николаю Первому,
Желает смягчить участь своих друзей, внушив
Монарху, что можно «правдой привлечь
Сердца» и «нравы укротить наукой».
Александр Пушкин именно «утешается
Параллелью», как скажет век спустя Борис
Пастернак о Однако нельзя обвинять поэта в
Желании видеть на троне мудрого душой царя:
Образованный совестливый самодержец —
Идеал русского народа.
Через
«столетье с лишним» Б. Пастернак,
Охваченный тем же, что и А. Пушкин, желанием,
Вновь возвращается к теме «мятежей и
Казней», но развивает ее уже в совершенно
Ином русле. Высокой торжественности
Пушкинского слога противопоставляются
Ирония и горечь Б. Пастернака. Двадцатый век
Полностью рассеял все иллюзии «параллелей»;
Даже «надежду славы и добра», естественную
XIX веку,
Поэт называет » соблазном «.
А.
Пушкин набрасывает лишь возможную
Перспективу, желаемое, а Б. Пастернак
Показывает воплощение этого «желаемого» в
Реальности:
И
Тот же тотчас же тупик,
При
Встрече с умственною ленью.
Но
И в стихотворении XX века
Нет безысходности и пессимизма: душевный и
Умственный труд оставляют человека
Человеком во время любых катаклизмов: «Хотеть.
Труда со всеми сообща», «И те же выписки из
Книг, / И тех же эр сопоставленье».
Стоит
Обратить внимание на дату пастернаковского
Стихотворения — 1931 год. Страна уже в полной
Мере познала «мятежи и казни». В поэте идет
Борьба разума с сердцем: холодный рассудок
Понимает, что сделан шаг в сторону пропасти,
А сердце наивно верит в лучшее. Надежда у Б.
Пастернака питает его же скептицизм:
Итак,
Вперед, не трепеща
И
Утешаясь параллелью, Пока ты жив, и не моща,
И
О тебе не пожалели.
Поэт
— человек, и слабый человек, — и он
Оправдывается перед обществом. Вернее,
Общество вынуждает его оправдываться за то,
Что он не такой, как все:
Пока
Ты жив, и не моща,
И
О тебе не пожалели.
Да,
Чаша страдания не будет пронесена мимо
Поэта, ему предстоит испить ее до дна. Он
Снова останется один на один с жестоким
Железным веком.
Я
Один, все тонет в фарисействе.
Жизнь
Прожить — не поле перейти.
(Б.
Пастернак, «Гамлет» )
«Эр
Сопоставленье» показывает, что величие
Эпохи не зависит от пролитой крови и
Количества человеческих жертв. Человек, его
Душа — индикатор эпохи. А значит, время, в
Которое жили и А. Пушкин и Б. Пастернак (гении
Души и труда), можно воистину назвать
Великим:
Времена
Не выбирают —
В
Них живут и умирают.