ВЛАСТЬ И ПОЭТ

Сравнительный анализ “Стансов” А. Пушкина и “Столетье с лишним – не вчера.” Б. Пастернака
Поэт
Всегда вольно или невольно соприкасается с
Государственной властью. Из этого, как
Показала история, не получается ничего
Хорошего для поэта и ничего полезного для
Власти.
Однако
Надежда на просвещенного правителя никогда
Не покидала людей искусства. Поэтому
Александр Пушкин обращается к Николаю
Первому, только что взошедшему на престол,
Со своеобразной интерпретацией “Фелицы”,
Адресованной

в свое время Г. Державиным
Екатерине Второй. Поэт дает советы царю,
Напоминает, слегка поучает, немного льстит,
Самую малость просит. Уже не веря в
Просвещенную монархию, поэт надеется хотя
Бы на “незлобную”. Нужно обладать
Определенной смелостью и огромным талантом,
Чтобы поучать монарха, но все же А. Пушкин
Идет на некоторый моральный компромисс,
Проводя параллель между “мятежами и
Казнями” “начала славных дней Петра” и
Кровавым завершением восстания
Декабристов, где большинство пострадавших
Были близкими поэту людьми. Жестоко? Но, во-первых,
А. Пушкин
был истинным сыном своей эпохи (монархической,
Ибо вспомним пушкинское же “рабство,
Падшее по манию царя”). Во-вторых, поэт,
Ставя столь высокую планку Николаю Первому,
Желает смягчить участь своих друзей, внушив
Монарху, что можно “правдой привлечь
Сердца” и “нравы укротить наукой”.
Александр Пушкин именно “утешается
Параллелью”, как скажет век спустя Борис
Пастернак о Однако нельзя обвинять поэта в
Желании видеть на троне мудрого душой царя:
Образованный совестливый самодержец –
Идеал русского народа.
Через
“столетье с лишним” Б. Пастернак,
Охваченный тем же, что и А. Пушкин, желанием,
Вновь возвращается к теме “мятежей и
Казней”, но развивает ее уже в совершенно
Ином русле. Высокой торжественности
Пушкинского слога противопоставляются
Ирония и горечь Б. Пастернака. Двадцатый век
Полностью рассеял все иллюзии “параллелей”;
Даже “надежду славы и добра”, естественную
XIX веку,
Поэт называет ” соблазном “.
А.
Пушкин набрасывает лишь возможную
Перспективу, желаемое, а Б. Пастернак
Показывает воплощение этого “желаемого” в
Реальности:
И
Тот же тотчас же тупик,
При
Встрече с умственною ленью.
Но
И в стихотворении XX века
Нет безысходности и пессимизма: душевный и
Умственный труд оставляют человека
Человеком во время любых катаклизмов: “Хотеть.
Труда со всеми сообща”, “И те же выписки из
Книг, / И тех же эр сопоставленье”.
Стоит
Обратить внимание на дату пастернаковского
Стихотворения – 1931 год. Страна уже в полной
Мере познала “мятежи и казни”. В поэте идет
Борьба разума с сердцем: холодный рассудок
Понимает, что сделан шаг в сторону пропасти,
А сердце наивно верит в лучшее. Надежда у Б.
Пастернака питает его же скептицизм:
Итак,
Вперед, не трепеща
И
Утешаясь параллелью, Пока ты жив, и не моща,
И
О тебе не пожалели.
Поэт
– человек, и слабый человек, – и он
Оправдывается перед обществом. Вернее,
Общество вынуждает его оправдываться за то,
Что он не такой, как все:
Пока
Ты жив, и не моща,
И
О тебе не пожалели.
Да,
Чаша страдания не будет пронесена мимо
Поэта, ему предстоит испить ее до дна. Он
Снова останется один на один с жестоким
Железным веком.
Я
Один, все тонет в фарисействе.
Жизнь
Прожить – не поле перейти.
(Б.
Пастернак, “Гамлет” )
“Эр
Сопоставленье” показывает, что величие
Эпохи не зависит от пролитой крови и
Количества человеческих жертв. Человек, его
Душа – индикатор эпохи. А значит, время, в
Которое жили и А. Пушкин и Б. Пастернак (гении
Души и труда), можно воистину назвать
Великим:
Времена
Не выбирают –
В
Них живут и умирают.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Newspaper and publicistic style.
Сейчас вы читаете: ВЛАСТЬ И ПОЭТ