«Герои — дворяне в произведениях А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.»
Александр Сергеевич Грибоедоедов, Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов — великие писатели русской классической литературы. Из под их пера вышло много бессмертных творений. Но при упоминании этих имен в первую очередь в памяти возникают такие произведения как «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени». И если рассматривать героев-дворян у этих авторов, то это следует делать на примере Чацкого, Онегинаи Печорина. Начну с Чацкого.
Его эмоциональный портрет одновременно удивительно прост и многообразен.
И так, бал. Главное событие комедии. Перед Чацким предстает светское общество. Увиденное не понравилось молодому человеку. Он понимает, что в этой среде процветают прислужники. И его любимая девушка не оказалась исключением, выбрав себе «мужа — мальчика, мужа — слугу.» А если появится человек, который в науке «впретит ум, алчущий познаний, или в душе его сам Бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным, — они тот час: разбой! пожар! »
Чацкий — как инородная частица в современном ему обществе. Своими речами он с легкостью разрушает привычные моральные устои. И в следствии этого он был «забракован» и отторгнут. Возможно, имей Чацкий побольше чинов и денег, его идеи воздействовали бы на умы (если такие имелись бы) окружающих его людей. Но по воле автора Чацкий всего лишь приехавший после долгого отсутствия человек, С непонятными и пугающими принципами. Непонятый, отвергнутый, высмеянный Чацкий покидает Москву. Увозя с собой лишь «мильон терзаний». Но он еще вернется и не один.
Но если Чацкий презирает светское общество, то есть другой молодой человек, который чувствует себя в нем вполне комфортно. По крайне мере некоторое время. «Острижен по последней моде, как dandy лондонский одет». Обладал всеми талантами светского повеса. Вел увеселительный образ жизни. Не питал интереса к наукам. «Читал, читал, о все без толку». И легко догадаться, что Онегиным вскоре овладела скука (опять-таки модная в то время). Из такой ситуации есть два выхода: застрелиться или сменить обстановку. Будучи прагматиком, он выбрал второе. Так Евгений оказывается в деревне. От нечего делать сдружился с Ленским. По этой же причине бывает в гостях у Лариных. Татьяна Ларина влюбляется в Онегина и пишет ему премилое любовное письмо. В ответ Евгений читает ей лекцию о прелестях свободной жизни. Вскоре после этого события Онегин получает вызов на дуэль от Ленского. В результате его поползновений в сторону Ольги, невесты Ленского. Боясь сплетен о трусости Евгений принимает вызов. Но репутация — не первопричина. Дело в том, что ему все еще скучно. А дуэль — событие, повод всколыхнуть в душе хоть что-то. Результат дуэли вызвал в Евгении ужас. Убит поэт. Онегина мучили угрызения совести. Но не сильно. И не долго. К весне о Ленском все забыли. Ольга вышла замуж. С кем не бывает.
Татьяну отвезли на «ярманку невест». Она все еще любит Онегина, который оправился в путешествие. Вернувшись, встречает Татьяну, но не узнает ее, хотя все еще хранит то письмо. Вероятно, как трофей. Евгений полюбил Татьяну так искренне и нежно, что даже верится с трудом. Но эта любовь дана ему в наказание. Татьяна, любя Онегина, остается верна мужу. За что Пушкин наказал своего героя? За то, что тот жил впустую, ни чем не интересовался, ни за что не боролся. За то, что он не был Чацким.
Герой Лермонтова более решителен. Он смело действует, панически боясь скуки. Это Печорин. Он жесток по своей воле — это его главная отличительная черта, но далеко не единственная. Сам образ Печорина — новаторский. Он явился переходным звеном от романтизма к реализму. Постоянно экспериментирующий и анализирующий герой. Вечная скука Печорина заключается не во внутренней пустоте, а в самой сути его героической натуры. Печорин «гоняется» за жизнью. Он не подчиняется человеческим законам, которым подчиняются все. Трудно представить полный художественный образ Печорина, так как о нем мы знаем из его дневника, который на первый взгляд откровенен, но с другой стороны в нем слишком много не законченных мыслей. Печорин опускает мотивировку своих поступков. Герой использует окружающих его людей, как инструмент для познания жизни. Не более. Печорин: «Я как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце». А солнце ему еще как светит. И, пожалуй, так оно не светило ни Чацкому ни Онегину. Печорин красив, принят обществом. Ради любви к нему женщины жертвуют честью, гордостью, благополучием, жизнью!
Его многие ценят. За это и боролись герои Грибоедова и Пушкина. Но Лермонтовскому герою это не нужно. Потому что он другой, в нем больше экстримальности. И ничто не в силах его изменить, он не успокоится, пока бьется его сердце. Потому что поиск счастья для него и есть счастье. Если бы он не погиб так рано, то непременно погубил бы еще три-четыре Бэлы. Застрелил на дуэли пару штук Грушницких. И все это не со злого умысла, а потому что личность ищет себя. А зачем нам нужны лишние труппы? И на фоне жизни Печорина трагедии Чацкого и Онегина кажутся лишь проблемами молодости. Не важно, что они обижены, одиноки и разочарованы. Они еще найдут свое место под солнцем, найдут другую «ту единственную». И все у них получится, потому что для них в этом мире есть место.