ПОЭЗИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА
В сороковые
Годы девятнадцатого века В. Г. Белинским был
Написан цикл статей «Сочинения
Александра Пушкина», состоящий из
Одиннадцати статей. Пятая статья посвящена
Лирике Пушкина.
«Тайна
Пушкинского стиха была заключена в тайне
Поэзии» (В. Г. Белинский), поэзии жизни «он
Созерцал природу и действительность под
Особенным углом зрения, и этот угол был
Исключительно поэтический» (В. Г.
Белинский). Пушкин пишет о своем призвании в
Стихотворении «Муза» (1821 г.):
В
Младенчестве моем
И
Семиствольную цевницу мне вручила.
.Уже
Наигрывал я слабыми перстами
И гимны
Важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов. —
Взгляд
Пушкина полон поэзии:
Среди
Зеленых волн, лобзающих Тавриду,
На утренней
Заре я видел Нереиду.
«Нереида»
(1820 г.)
Упоение,
Очарование поэта жизнью подчеркивается
Использованием им античных образов: муз,
Нереид, образа Афродиты, Дионеи и других.
Многим, в особенности ранним,
Стихотворениям Пушкина присущ дух
Античности.
Пережив
Духовный «кризис», Пушкин обращается к
Образам
— пророк, вместо музы — посланник бога,
Шестикрылый Серафим. А стихотворении «Пророк»
(1826 г.) Пушкин прослеживает перевоплощение
Поэта, проникновение его в тайны бытия.
Перевоплощаются все чувства и способности
Пророка:
Отверзи
Вещие зеницы,
Как у
Напутанной орлицы.
Моих ушей
Коснулся он, —
И их
Наполнил шум и звон:
И внял я
Неба содроганье,
И горний
Ангелов полет,
И дальней
Лозы прозябанье.
Пророк
Получает мудрое зрение, чуткий слух, вместо
Языка -«жало мудрыя змеи», вместо
Трепетного сердца — «угль, пылающий огнем».
В завершение преображения пророка, бог
Вкладывает в него свою «божественную
Волю». Проникший в тайны бытия, постигший
Диалектику жизни, поэт готов к выполнению
Своей миссии.
Пушкин умел
Видеть в жизни и мрачные, и светлые стороны:
. .печаль
Минувших дней
В моей душе
Чем старе, тем сильней.
Мой путь
Уныл сулит мне труд и горе
Грядущего
Волнуемое море.
Он умел
Искать и находить источники оптимизма в
Реальной жизни:
.Я жить
Хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне
Будут наслажденья
Меж
Горестей, забот и треволненья:
Порой опять
Гармонией упьюсь,
Над
Вымыслом слезами обольюсь,
И может
Быть на мой закат печальный
Блеснет
Любовь улыбкою прощальной.
«Элегия»
(1830 г.)
Источники
Поэзии Пушкина, его творческого
Вдохновения — гражданские идеалы, любовь и
Дружба, окружающая природа, то есть сама
Жизнь, во всей ее обыденности и
Повседневности.
«Как
Истиный художник, Пушкин не нуждался в
Выборе поэтических предметов для своих
Произведений, но для него все предметы были
Равно исполнены поэзии. Что для прежних
Поэтов было низко, то для Пушкина было
Благородно; что для них была проза, то для
Него было поэзия». (Белинский)
Пушкин
Предпочитает осень весне и лету.
Стихотворение «Осень» (1833 г.) — это гимн
Осени, которая представлена здесь со своей
Праздничной стороны. Ее «уныние»
Превращается в своеобразную красоту:
Унылая пора!
Очей очарованье!
Приятны мне
Твоя прощальная краса —
Люблю я
Пышное природы увяданье,
В Багрец и
Золото одетые леса.
Пушкин
Воспел русскую зиму за ее самобытность,
Отличие от «южных зим». В стихотворении
«Зимнее утро» (1829 г.) зима «облита
Блеском роскошной поэзии»:
Мороз и
Солнце; день чудесный!.
.Под
Голубыми небесами
Великолепными
Коврами,
Блестя на
Солнце снег лежит;
Прозрачный
Лес один чернеет,
И ель
Сквозь иней зеленеет,
И речка
Подо льдом блестит.
Пушкин
Использует в этом стихотворении образы,
Казалось бы, совсем не поэтических
Предметов: печь, лежанку, образ «бурой
Кобылки», в первоначальном варианте
Бывшей «черкесским конем», но все они у
Поэта принимают поэтическое звучание,
Необыкновенно соответствуют русской
Действительности. «Поэзия Пушкина
Удивительно верна русской
Действительности, изображает ли она
Русскую природу или русские характеры: на
Этом основании общий голос нарек его
Русским национальным, народным поэтом» (Белинский).
Но в своих
Лирических произведениях поэт не столько
Изображает окружающий мир, сколько
Выражает свой внутренний. Основное
Содержание мелких пьес Пушкина составляют
Любовь и Дружба — чувства, наиболее сильно
Владевшие поэтом и бывшие непосредственным
Источником счастья и печали, горя и радости
Его жизни. «Общий колорит поэзии Пушкина,
И в особенности лирической — внутренняя
Красота человека и лелеющая
Душу гуманность» (Белинский).
Пушкину
Одному из первых удалось отразить красоту
Внутреннего мира земного человека, чувства
Художника, артиста.
Необыкновенной
Теплотой и искренностью проникнуты!
Дружеские послания Пушкина, в особенности
Послания, обращенные к товарищам по Лицею. В
Стихотворении «19 октября» (1825 г.)|
Пушкин обращается к Дельвигу:
.И ты
Пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг
Мой: твой голос пробудил
Сердечный
Жар, так долго усыпленный,
И бодро я
Судьбу благословил.
Пущина,
Горчакова и Дельвига Пушкин называет «друзьями»
Своей души».
Любовь —
Неизменный спутник поэзии Пушкина, так,
Стихотворение «Я помню чудное мгновенье.»
(1825 г.) — не только! образец любовной лирики,
Но и своего рода поэтическая биография
Поэта.
В
Стихотворении-воспоминании «Я вас любил.»
(1829 г.) воплощена идея жертвенности:
Я вас любил;
Любовь еще быть может,
В моей душе
Угасла не совсем;
Но пусть
Она вас больше не тревожит;
Я не хочу
Печалить вас ничем.
Поэт не
Хочет огорчать и тревожить предмет своей
Былой любви, не хочет причинять боль
Воспоминаниями о прошедшем чувстве. «Он
Ничего не отрицает, ничего не проклинает, на
Все смотрит с любовью и благословением» (Белинский).
Поэтому, считает Белинский, «Читая его
Творения можно превосходным] образом
Воспитать в себе человека.».
«Поэзия
Его чужда всего фантастического,
Мечтательного, ложного,
Призрачно-идеального; она вся проникнута
Насквозь действительностью; она не кладет
На лицо жизни белил и румян, но показывает
Ее в ее естественной, истинной красоте; в
Поэзии Пушкина есть небо, но им всегда
Проникнута земля» (Белинский).