Особенность описания природы в поэтике Пушкина

Особенность пушкинского описания, в первую очередь, определяется эпитетом “пышное” (увяданье). Не просто увяданье, а увяданье праздничное, торжественное, пышное. Поэтому становятся особенно ощутимыми и выбранные Пушкиным слова для определения красок осени – леса не просто красные и желтые, но
В багрец и в золото одеты леса.
Слово “золото” вообще придает образу осенней природы торжественно пышный оттенок, слово же “багрец” вызывает ассоциации пурпурной одежды царей и багряницы (багряница – одежда ведомых на казнь) – одновременно. Тот же характер предельно точного смыслового значения слова, но обогащенного дополнительными семантическими оттенками, имеет и эпитет “блистающим” (копытом)
Ведут ко мне коня; в раздолий открытом.
Махая гривою, он всадника несет,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промерзлый дел, и трескается лед.
Блистающее копыто – это всего-навсего копыто, которое при беге коня отсвечивает блестками стертой и как бы отполированной нижней поверхности подковы. Таков основной смысл слова. Но в контексте слово “блистающим” самим своим праздничным звучанием дополнительно усиленным двумя яркими и “звонкими” словами – “звонко” и “звенит” – создает мажорный тон всей фразе. Об этом свидетельствуют й непосредственно предшествующие строки:
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – я снова счастлив, молод.
Осень была любимейшим временем творчества Пушкина. Творчество – всегда утверждение жизни. Поэтому описание картин увядающей природы завершается описанием процесса творческого вдохновения, воспринимающегося как мощное утверждение жизни:
.ив сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем.
В таком контексте возникает, завершающий весь отрывок, могучий образ творчества, усиленный великолепным образом корабля – вечного символа движения вперед:
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге. Но чу! – матросы вдруг кидаются, ползут Вверх, вниз ~ и паруса надулись, ветром полны, Громада двинулась и рассекает волны. Лирика тридцатых годов включает в себя небольшой цикл коротких стихотворений, написанных элегическим дистихом. Они говорят о разных вещах – о рифме, об одной из царскосельских статуй, о детстве Ломоносова, о завершении работы над “Евгением Онегиным.”. Их всех объединяет единое и глубокое чувство античности в том ее понимании, какое создавалось поздним русским классицизмом.
Особенно интересно в этом отношении пушкинское стихотворение, посвященное царскосельскому фонтану с бронзовой скульптурой девушки с разбитым кувшином. Фигура девушки изваяна художником П. П. Соколовым в обобщенных классических формах, с привнесением, однако, в нее такой жизненности и душевной теплоты, что скульптура по своей художественной выразительности далеко выходит за границы. эстетических норм искусства классицизма, наглядно свидетельствуя о том, что лучшие достижения классицизма способны бы




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Методы научно-педагогического исследования их характеристика.
Сейчас вы читаете: Особенность описания природы в поэтике Пушкина