Как правильно читать роман “Евгений Онегин”

Работа с книгой (чтение, наблюдение, записи и т. д.) трудоемка и требует полной сосредоточенности, умения удерживать свое внимание: ни о чем другом не думать, не отвлекаться посторонними занятиями или разговорами. Наше внимание всегда подвижно. Даже при чтении оно обращено на движение мысли автора, поддерживается интересом к судьбам героев, к их поступкам и характерам. Развитие сюжета, смена событий, становление характера может быть быстрым, ярким, неожиданным (например, в произведениях приключенческих или фантастических). Тогда внимание читателя

возникает и удерживается как бы само собой (послепроизвольное внимание). А при ослабленном сюжете, замедленно протекающих или малочисленных событиях, тем более при чтении научно-критической литературы внимание неподготовленного, неумелого читателя рассеивается, т. е. легко отвлекается на посторонние шумы, на собственные мысли.
Рассеянное внимание возникает также из-за привычки “глотать” книгу – читать, пропуская все “неинтересное”: пейзажные картины, исторические отступления, авторские рассуждения и т. п. Наконец, внимание рассеивается и у всех, кто лишен воображения, т. е. умения воссоздать образную
картину о прочитанном, встать рядом с автором и его персонажами. Во всех подобных случаях необходимо собирать и удерживать внимание на своей воле (произвольное внимание).
Первое условие развития произвольного внимания – четкая формулировка для себя цели чтения. Она может быть общей, перспективной (далекой): удовлетворить жажду познания, познакомиться со специальностью или усовершенствоваться в ней, узнать больше о прошлом или разобраться в проблемах сегодняшней жизни, удовлетворить свои эстетические запросы (интерес к театру, кино, живописи, музыке и т. д.). Цель чтения может быть узкопрактической, ближней: найти доказательства мысли (тезисы), получить справку по интересующему вопросу, узнать чье-либо мнение (чтобы оспорить или согласиться), добыть сведения для характеристики литературных персонажей, явлений, событий и т. д.
Определяя для себя цель чтения, вы сосредоточиваете свое внимание на том, что в действительности вам нужно, важно, интересно, и тем самым убеждаете себя в необходимости знаний, которые получаете, работая с книгой.
Второе условие. Внимание в процессе чтения связано с активной работой мысли. Поэтому нужно, чтобы каждое слово, предложение, абзац были полно и точно поняты (и по значению слов, и по содержанию мысли). Когда же при чтении встречаются трудности в понимании текста, нужно сначала попробовать преодолеть их своими силами. В лекции “О государстве”, прочитанной в Коммунистическом университете им. Я. М. Свердлова, В. И. Ленин говорил слушателям: “Только тогда, если вы научитесь самостоятельно разбираться по этому вопросу,- только тогда вы можете считать себя достаточно твердым в своих убеждениях и достаточно успешно, отстаивать их перед кем угодно и когда угодно”.
Третье условие. Во время чтения постарайтесь думать только о том, что читаете: мысленно задавайте себе вопросы о прочитанном, ищите ответы на них, представьте себя на месте автора или персонажей произведения. Не расстраивайтесь, если не сразу удается сосредоточиться: внимание приходит, когда “войдешь” в текст, а это может случиться не на первой и даже не на второй его странице.
Четвертое условие. В работе с книгой приучите себя к определенной последовательности, которую всегда старайтесь выдерживать:
А) определите цель чтения (и цель наблюдения при чтении);




Методы и приемы воспитания.
Сейчас вы читаете: Как правильно читать роман “Евгений Онегин”