Стихотворение А. С. Пушкина «.Вновь я посетил.» (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение «.Вновь я посетил.» написано Пушкиным в 1835 году, в селе Михайловском в тяжелое для него время.
Назрел конфликт с великосветским обществом, которое не могло простить Пушкину его духовного превосходства. Хозяйство
Разваливается, растут неоплатные долги. Пушкин пытается разорвать этот круг: принимает решение порвать со столичной
Жизнью, поселиться в деревни, заняться хозяйством.
Пребывание Пушкина в Михайловском в 1835 году вызвало волну воспоминаний о прошлом и раздумье о будущем.
В стихотворении дан почти
Перед поэтом как свидетельство об «общем законе» развития жизни. Этот философский смысл заложен в стихотворении.
.Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
.Но здесь опять
Минувшая меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
Среди этих мыслей о прошлом Пушкина волнует воспоминания о няне. Облик няни теперь, в годы душевной тревоги, в
Обстановке обострившегося конфликта со «светом», становится особенно дорогим, близким:
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.
В этих полных нежной признательности стихах сожаление о прошедшем, благодарная память о няне. С образом няни у Пушкина
Связаны не только личные воспоминания, не только горячая признательность ее заботам. Он противопоставляет ее простую и
Цельную натуру, ее народную мудрость внутренней пустоте окружавшего ее общества.
Пушкин рисует пейзаж Михайловского, вид, открывшийся с лесистого холма, на котором он особенно любил сидеть, глядя на
Озеро:
Вот холм лесистый, над которым часто
Я сидел недвижим.
Пушкин рисует точный, будничный пейзаж — вид озера с рыбаком, тянущим невод, с рассеянными по берегам деревнями, со
Скривившейся старой мельницей. Это картина, которую он ежедневно наблюдал.
Центральное место в стихотворении занимает описание любимых поэтом трех сосен, вокруг которых раскинулась молодая
Поросль владений дедовских.
Пушкин прибегает к поэтическим средствам выражения: сравнения, метафоры.
В основе образа «зеленая семья». Отсюда и кусты, которые теснятся, «как дети» и старое одинокое дерево — «угрюмый»,
«старый холостяк». Эта метафора разрастается в целые метафорические ряды.
Все стихотворение как бы подготавливает основной образ — образ молодой зеленеющий рощицы, олицетворяющей целое движение
Жизни, ее развития, веру поэта в будущее. Эта картина «племени младого, незнакомого» и вызывает у Пушкина строки полные
Оптимизма.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!
Пушкин видит бессмертие в вечной смене материи, в развитии жизни. Он приветствует молодость, те новые поколения,
Которые придут ему на смену.
Мысль о внуке, который услышит в будущем «приветливый шум» тех деревьев, что при жизни поэта были еще лишь молодой
Порослью, говорит о неизменном торжестве жизни. И поэтому в мечте поэта внук пройдет этими местами, с «приятной беседы
Возвращаясь», «веселых и приятных мыслей полон», то есть в том веселом бодром настроении, которое рождалось у самого
Пушкина от встреч с друзьями.
В этом раскрывается идея стихотворения, его лирический и философский подтексты. Это идея вечного обновления природы,
Идея бессмертия.
Стихотворение написано с предельной простотой и точностью. Пушкин отказался от рифмы, обращается к белому пятистопному
Нерифмованному стиху, часто употребляет синтаксические переносы, которые резко подчеркивают естественность интонации, ее
Ритмическую роль, то есть он обращается к прозаической свободе интонационного и синтаксического построения фраз. Но это
Не превращает стихотворение в прозу, потому что постоянно сохраняется пятистопный ямб.
Гимном всепобеждающей жизни, верой в разумность всего существующего, верой в будущее проникнутое это стихотворение.